Эксперты ЦПЦО представили результаты своих проектов на ИВО-2025

XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО), традиционно состоялась в конце октября и была посвящена развитию высшего образования на стыке частного и общественного благ. Эксперты Центра поддержки цифрового обучения ЦПЦО приняли в ней активное участие и представили результаты своих проектов, а также модерировали мероприятия, связанные с ключевыми направлениями деятельности Центра.

Так, Мадина Давлатова, эксперт ЦПЦО, стала модератором дискуссии «Искусственный интеллект и педагогический дизайн: код доверия или этические грани проектирования образовательных курсов с помощью ИИ». По словам эксперта, состоялся открытый диалог о том, какие последствия влечет за собой интеграция ИИ в создание курсов и как сбалансировать технические достижения с гуманистическими ценностями современного образования. Чтобы диалог максимально отражал различные позиции по этому вопросу, обсуждение  было выстроено между представителями разных ролей: студента, педагогического дизайнера, IT-эксперта, представителя EdTech и администратора и управленца вуза.
Эксперт ЦПЦО Мадина Давлатова и участники дискуссии в ИНстите Образования НИУ ВШЭ


Представляем некоторые выводы, сделанные Мадиной по итогам дискуссии:

  • ИИ остается  всего лишь инструментом для педдизайнера и не может заменить профессию. Несмотря на заявления создателей о том, что ИИ по способностям уже на уровне кандидата наук, он все еще нуждается в экспертизе человека. И, кажется, будет нуждаться в ней всегда. 

  • К ИИ можно относиться как «мудрецу или знатоку», который в своей базе знаний может найти и выдать практически любую информацию. Но валидизация информации - ответственность человека. 

  • Коммуникация с ИИ и обработка токенов - очень дорогая история для создателей и держателей. Несмотря на то, что пользователь ничего не платит (если нет платной подписки). Поэтому стараемся писать лаконичные промпты, и перестаем писать ИИ “спасибо”.

  • ИИ может стимулировать профессиональное развитие или ухудшение навыков педдизайнера, но все зависит как всегда от человека и способов использования ИИ. 

  • ИИ актуализирует вопросы академической честности и этику применения, требует описания условий и правил применения, меняет требования к результатам, содержанию, форматам обучения. Кажется, что важно не возвращаться к старым реалиям или искать только новое, важно найти гибридное решение, сочетающее в себе преимущества старого и нового.

Трудности формирования и развития умения академического чтения

На ИВО также обсуждались вопросы развития и оценки академического чтения у студентов бакалавриата. В рамках двух секций — «Академическое развитие студентов» и круглого стола «Другие измерения: новые конструкты и сложные методические решения в оценивании студентов вузов» — были представлены доклады, которые затрагивали актуальные проблемы в этой области. Доклад, Екатерины Пушкаревой, эксперта ЦПЦО, акцентировал внимание на необходимости выделения «академического чтения» в качестве отдельного конструкта. Екатерина также выделила трудности формирования и развития академического чтения у студентов первого курса бакалавриата. В ходе исследования эксперт определила место академического чтения в структуре читательских умений, а также описала его компонентный состав. С помощью метода видеоокулографии и авторского опросника Екатерина выявила три основные категории трудностей, с которыми сталкиваются студенты: лингвистические особенности научного текста, недостаточная сформированность читательских умений и трудности, влияющие на образовательный процесс в целом. 

Это исследование в дальнейшем послужило основой для разработки теста для оценки академического чтения, драфт которого был представлен в совместном докладе Екатерины Пушкаревой и Марии Лытаевой, директора Центра.  Эксперты представили результаты создания и апробации теста, который прошли более 9 тысяч студентов бакалавриата НИУ ВШЭ. Тест разрабатывался с учетом трудностей, которые студенты отмечали в опросе. Кроме того, авторы теста опирались на оценку ранее описанных умений академического чтения. Апробация теста позволила определить умения, вызвавшие наибольшие затруднения у студентов, а также выявить наиболее эффективный формат текстов и типов вопросов для тестирования. Тест вызвал большой интерес у аудитории и спровоцировал активное обсуждение среди участников конференции, что позволило выработать план дальнейшей доработки инструмента. 

Екатерина Пушкарева и Мария Лытаева

Разработка инструмента для анализа и ревизии учебных планов (ПУД)

Елена Люкина, ведущий эксперт ЦПЦО, и Анна Проворова, аналитик Центра, представили доклад “Приложение для визуального картирования и анализа структуры образовательных программ”. Эксперты рассказали о промежуточных результатах проекта, в ходе которого разрабатывается решение проблемы разрозненности данных в программах учебных дисциплин (ПУД). В них формулируются цели, планируемые результаты обучения, темы, формы контроля, а ещё есть множество Excel-таблиц, графиков и диаграмм, с которыми работают академические руководители программ. Все эти данные живут отдельно друг от друга. И увидеть, как они связаны, очень трудно. В итоге сложно понять, насколько логично выстроена образовательная программа и согласованы ли между собой курсы.

В ходе проекта был собран корпус текстов программ учебных дисциплин (ПУД), проведён анализ с применением методов обработки естественного языка (NLP) и графового моделирования. На этой основе был создан прототип приложения для визуального картирования образовательных программ, включающий графы связей, дашборды и облака тегов. Созданный инструмент позволяет визуализировать структуру образовательных программ, искать и фильтровать дисциплины по разным параметрам, выявлять логическую связность курсов, дублирование тем, логические разрывы между целями и содержанием курсов, видеть связь/отсутствие связи между результатами обучения и элементами контроля. В результате пользователи — академические руководители — получают инструмент для анализа и ревизии учебных планов. 

Дальнейшее развитие проекта предполагает расширение потенциала инструмента для анализа образовательных программ, проведение тестирования в университетской среде и его возможности синхронизации и интеграции с другими системами управления учебными планами.