Анализируем
исследования об эффективности современных теорий и методик преподавания, в том числе — в цифровой среде
Проектируем
дисциплины и образовательные программы в онлайн, смешанном и гибридном форматах, используя модели педагогического дизайна
Создаем
методические решения в области педагогического дизайна программ и дисциплин для цифровой и смешанной сред обучения
Объединяем
исследования, разработки, аналитику и экспертизу для повышения качества преподавания
Наши проекты
Дизайн и редизайн учебных курсов
Цифровые решения для повышения качества преподавания
Исследования и аналитика
Образовательные программы с участием экспертов Центра
- Курс «Педагогический дизайн»
- Курс «Педагогический дизайн: практика»
- Научно-исследовательский семинар «Методы исследований в образовании»
- Научно-исследовательский семинар «Введение в исследования в области образования»
- Семинар наставника
- Семинар наставника «Дизайн образовательных продуктов»
- Семинар наставника «Преподавание в современном мире»
- Цифровые технологии в преподавании
Помогаем дипломированным специалистам сделать первый шаг к карьере педагога.
2 года, очная магистратура
Реализуем дисциплину «Основы проектирования в образовании» для студентов разных специальностей.
Подходит как для бакалавров, так и для магистров.
Совершенствуем программы обучения иностранным языкам (на примере немецкого языка).
Бакалавриат, 3-й и 4-й год обучения
Продвигаем педагогический дизайн в смешанных средах на технических направлениях подготовки. Вовлекаем студентов ФКН в проекты центра.
4 года, бакалавриат
Онлайн-курсы и КПК от сотрудников Центра
Наша команда
Директор центра
Общая координация работы Центра; развитие академических навыков в вузе; применение моделей педагогического дизайна для проектирования программ и дисциплин
Ведущий эксперт
Изучение исследовательской повестки развития педагогического дизайна и консультирование по использованию его инструментов для проектирования образовательных продуктов
Ведущий эксперт
Аналитик
Эксперт
Аналитик
Эксперт

Разработчик ДОЦ

Разработчик ДОЦ
Публикации
-
Книга
Конкурс образовательных инноваций 2024: о проблемах и их решениях говорят победители
В двенадцатом выпуске серии учебно-методических пособий «Подготовка профессионалов для нового образования» представлены статьи, освещающие опыт преподавателей Высшей школы экономики, ставших победителями конкурса образовательных инноваций 2024 г. Эти педагогические практики могут применяться в аналогичных образовательных условиях, а также благодаря включенным в сборник методическим рекомендациям могут адаптироваться к другим дисциплинам и формам обучения. Для удобства ориентирования в материалах каждая статья снабжена таблицей, указывающей направление подготовки и дисциплину, в рамках которой была апробирована та или иная практика. Эта таблица служит навигацией для преподавателей.
Материал может быть использован в качестве учебно-методического пособия в системе дополнительного профессионального образования преподавателей и руководителей высшей школы.
Вып. 12. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
-
Статья
Анализ отношения старшеклассника к классному руководителю
Введение. Образование в Российской Федерации - единый целенаправленный процесс, который включает в себя воспитание, направленное на развитие личности и формирование духовно-нравственных ценностей. Основной задачей воспитания в школе является прививание ученикам национальных приоритетов и качеств, необходимых для успешной жизни в обществе. В этом контексте роль классного руководителя становится ключевой: он не только организует учебный процесс, но и создает поддерживающую атмосферу, помогая ученикам адаптироваться и достигать успехов. Классный руководитель является связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса, что делает его задачей поистине значимой для полноценного воспитания и обучения.
Методология и методы исследования. В статье приводятся результаты исследования, направленного на анализ отношения старшеклассников (9–11 классы) к классному руководителю. Полученные данные были проанализированы методом факторного анализа. Были раскрыты особенности и возможности использования факторного анализа при исследовании отношения старшеклассника к классному руководителю.
Результаты исследования. На основе представленного материала можно сделать несколько важных выводов о качестве классного руководителя с точки зрения старшеклассников. Ученики ценят умение классного руководителя взаимодействовать как на уровне класса, так и на индивидуальном уровне, проявлять инициативу и готовность помочь, а также быть примером для подражания. Важно, что в любых отношениях ключевыми остаются взаимопонимание, доверие и поддержка, что в конечном счете создает благоприятную образовательную среду.
Обсуждение и заключение. Благодаря проведенному исследованию были сформированы шесть групп способностей классного руководителя, которые могут являться ключевыми для понимания отношения старшеклассника к классному руководителю.
Отечественная и зарубежная педагогика. 2025. Т. 1. № 2 (104). С. 75-83.
-
Глава в книге
Контакты
Методическая поддержка дисциплин общего цикла НИУ ВШЭ
Цель и применение
Мы дорабатываем и развиваем существующие и новые дисциплины общего цикла (ДОЦ), чтобы удовлетворить образовательные потребности студентов с разным академическим бэкграундом.
Направления редизайна
- Корректировка образовательных результатов и содержания обучения для программ по различным направлениям подготовки
- Создание новых, вовлекающих форм совместной работы в разных средах обучения
- Обновление элементов контроля и системы оценивания по дисциплинам
Координатор проекта
Екатерина Андреевна Пестрикова, эксперт Центра
eapestrikova@hse.ru
Проектирование курсов по повышению квалификации в сфере педагогического дизайна для преподавателей высшей школы
Миссия
Наши эксперты регулярно разрабатывают и проводят курсы повышения квалификации в сфере педагогического дизайна. Мы делаем особый упор на особенностях применения модель педагогического дизайна в цифровой и смешанной средах, а также на работе с цифровыми инструментами.
Актуальные курсы:
- Педагогический дизайн в смешанном обучении: рецепт успеха
- Педагогический дизайн в высшем образовании с учетом требований цифровой среды
- Smart LMS: сопровождение ДОЦ
- Smart LMS для проектирования и реализации дисциплины
Интеллектуальный помощник для преподавателя при проектировании программы учебной дисциплины
Цель проекта
Мы создаём инновационный цифровой продукт, который снимет трудности, возникающие у преподавателей при заполнении ПУД, и сделает этот процесс удобнее и понятнее.
Мы пока в начале пути. Впереди нас ждут:
- Анализ опыта использования преподавателями Конструктора ПУД 2.0
- Сбор базы образовательных результатов, сформированных в Конструкторе, и их систематизация
- Выстраивание «помогатора» для работы с Конструктором на основе глаголов, используемых с целью формулировок планируемых образовательных результатов
Координатор проекта
Елена Владимировна Люкина, ведущий эксперт Центра
elioukina@hse.ru
Чек-лист по оформлению документов для открытия новой образовательной программы
Кому и как пригодится проект
Мы хотим упростить процесс создания новых ОП для будущих академических руководителей, для персонала факультета, оформляющего пакет документов, а также для экспертов, оценивающих готовность программы к открытию.
Что можно оценить с помощью чек-листа:
- Качество пояснительной записки
- Готовность комплекта основных документов
- Необходимость подготовки дополнительных/рекомендованных документов
Координатор проекта
Мадина Асатуллоевна Давлатова, эксперт Центра
mdavlatova@hse.ru
База лучших практик по проектированию дисциплины в онлайн-среде
Кому и как пригодится проект
Преподаватели НИУ ВШЭ накопили большой опыт работы на платформе SmartLMS и с другими цифровыми инструментами. Мы начали проектировать цифровые решения для обмена лучшими практиками. С помощью новой базы практик преподаватели смогут увидеть конкретные примеры внедрения цифровых инструментов в преподавание.
Как можно использовать базу:
Мы планируем интегрировать базу в сборник инструкций по работе в SmartLMS.
Координатор проекта
Мадина Асатуллоевна Давлатова, эксперт Центра
mdavlatova@hse.ru
Анализ международного опыта по методическому сопровождению преподавания в высшей школе
Цель исследования
Мы хотим сформировать свод лучших практик преподавания в цифровой и смешанной среде и понять, какие из них стоит использовать в Вышке.
Направления анализа:
- Эффективные модели обучения и проектирования образовательного опыта
- Оценка успешности различных методик обучения в высшем образовании в целом
- Особый упор — на поиске моделей проектирования обучения в цифровой и смешанной среде
Координатор проекта
Елена Владимировна Чернобай, ведущий эксперт Центра
echernobaj@hse.ru
Сбор и классификация инновационных техник и лучших практик преподавания в НИУ ВШЭ
Суть исследования
Мы анализируем архив Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ и хотим создать на его основе мощный инструмент для развития методических навыков преподавателей.
Ключевые задачи:
- Создание базы данных ФОИ, классификация категорий и описание карточек для лучших практик преподавания
- Выстраивание поисковой системы на основе выделенных типов инноваций
- Создание входного шаблона для участников ФОИ
Координатор проекта
Елена Владимировна Люкина, ведущий эксперт Центра
elioukina@hse.ru
Экспертиза и оценка качества цифровых сервисов для преподавателей НИУ ВШЭ
Какие сервисы мы оцениваем
Мы исследуем опыт использования двух важнейших сервисов для цифрового обучения в НИУ ВШЭ — Конструктор ПУД 2.0 и SmartLMS — и предлагаем улучшения, чтобы упростить опыт для преподавателей и активнее вовлечь студентов.
А ещё мы создаём курсы по эффективной работе с сервисами:
- Smart LMS: сопровождение ДОЦ
- Smart LMS для проектирования и реализации дисциплины
Координатор проекта
Екатерина Андреевна Пестрикова, эксперт Центра
eapestrikova@hse.ru