Кто и зачем учится образовательным инновациям?
Сегодня они еще только берутся за разработку своих идей, среди которых – проекты различных онлайн-школ, интерактивных курсов финансовой грамотности, программ, которые позволят школьникам больше узнать о родном крае или развивать свой бренд через блогинг. К концу учебы эти и многие другие идеи должны предстать в виде профессиональных «упакованных» продуктов, которые смогут участвовать в акселераторах и в профильных конкурсах, например, в КИВО.
Как этого добиться, и как учат людей, многие из которых еще вчера очень мало знали о сфере образовательных продуктов и услуг – рассказали кураторы проекта.
Делать бизнес здесь и сейчас
30% тех, кто включился в майнор Инобра – студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна. 17% пришли с факультета бизнеса и менеджмента. По 20% слушателей представляют факультеты экономических наук и мировой экономики и политики, по 5% – факультеты права, гуманитарных и социальных наук. Среди студентов есть математики, физики, специалисты компьютерных наук.
Это двухлетние курсы для тех, кто готовится управлять образовательными программами, проектами и инициативами в самых разных сферах – от вузов до молодежных форумов. У кого-то из студентов уже есть идея собственного бизнеса, а кто-то хочет использовать образовательные технологии в своей будущей профессии.
«Среди наших студентов есть типичные «стартаперы», ребята, которые ориентированы на практику. Им не всегда интересно слушать про тенденции в образовании, они хотят здесь и сейчас делать бизнес», – рассказала Диана Королева, руководитель Лаборатории инноваций в образовании, директор КИвО.
Да, мы помогаем им делать бизнес, но также объясняем, что невозможно просчитать будущее проекта в образовании, если ты не понимаешь процессы, контекст. И я вижу, что они этим проникаются и на семинарах все больше и больше вовлечены в то, что мы обсуждаем.
Королева Диана Олеговна
Руководитель Лаборатории инноваций в образовании
Больше креатива и новых форматов
Разработчики майнора признаются, что широко использовали опыт коллег из разных стран и университетов, в том числе из Вышки. Аналогов курса нет, поэтому перед командой стала сложная, но очень интересная задача – разработать содержание и форматы, искать и экспериментировать. В процессе поиска были изучены множество онлайн-курсов, вебинаров, интервью, различных материалов.
По словам Анастасии Андреевой, преподавателя курса и сотрудника Лаборатории инноваций в образовании много полезного удалось найти в университетах Франции и Германии, где она проработала семестр вместе с Анастасией Лукиной из той же Лаборатории: «Их семинарские занятия очень отличаются от российских: больше интерактива, больше открытости – начиная с того, что принять участие в семинаре может любой человек «со стороны» и заканчивая более активной практикой приглашения внешних экспертов.
Много интересных форматов мы нашли и в Институте образования. Например, идею организации итогового экзамена в форме дебатов я посмотрела в проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов».
Андреева Анастасия Александровна
стажер-исследователь Лаборатории инновации в образовании, преподаватель
А учит кто?
С вводной лекцией для бакалавров выступил научный руководитель Инобра Исак Фрумин.
Главная задача первого года – сделать так, чтобы студенты хорошо понимали контекст: в какой среде появляются инновации, какой запрос есть от образовательных организаций, и так далее. В этом им помогут исследователи Инобра: Павел Сорокин прочитает цикл лекций о том, как образование связано с человеческим капиталом и инновационным потенциалом. Диана Королева расскажет про новейшие тренды на рынке образовательных инициатив, в том числе – связанные с цифровизацией. Замдиректора ЦСИО СОЛь Андрей Андрусов поведает о социальном предпринимательстве.
Поборемся на рынке, а возможно – и в конкурсе
За первый месяц студенты уже успели создать улучшенную версию Индекса человеческого капитала, выявить пул навыков, которые будут востребованы в эпоху автоматизации труда, и разобрать неудачи тех стартапов, которые провалились, чтобы предложить – что в них можно исправить.
«То, с чем студенты пришли на майнор и что они придумывают здесь – это проекты на очень ранних стадиях. Наша задача – в том числе, «добавить» образовательную часть, чтобы это был профессиональный продукт: с задачами, тестами, – говорит Анастасия Гетман. – Мы начинаем с того, что показываем им, какие есть тренды в образовании, запросы на рынке стартапов. Следующее полугодие – основа проектного мышления, которое позволит взглянуть на идею именно как на продукт – с менеджерской точки зрения».
На семинарах придумывают схему монетизации, делают анализ рынка, обсуждают, как именно «заходить», например, в школу или вуз. Затем студентам предстоит знакомство с лучшими практиками в образовании, в первую очередь, конечно, с финалистами и победителями КИВО, но не только.
Гетман Анастасия Витальевна
Стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики, преподаватель
Если первый год можно считать более «теоретическим», то второй (он же последний) ориентирован на практику. Студенты разбирают образовательные кейсы, воплощенные в жизнь в разных сферах, встречаются с инноваторами, бывают в школах, в университетах, но главное – активно работают над собственным проектом (собственно, эта работа началась с первого дня). Генерируют идеи, объединяются в команде, готовятся представить стартапы, которые смогут конкурировать с другими на реальном рынке.
Разработчики майнора говорят, что проекты, над которыми работают бакалавры, «уже становятся для нас родными», и «мы будем следить за судьбой студентов и после окончания курсов, и будем рады видеть их среди участников конкурса инноваций в образовании».
Андреева Анастасия Александровна
Стажер-исследователь Лаборатория инноваций в образовании
Гетман Анастасия Витальевна
Стажер-исследователь Международная лаборатория анализа образовательной политики
Королева Диана Олеговна
Заведующая Лабораторией инноваций в образовании
Лукина Анастасия Андреевна
Стажер-исследователь Лаборатория инноваций в образовании
Савелёнок Евгений Алексеевич
Академический руководитель образовательной программы «Экономика и управление образованием»
Савелёнок Евгений Алексеевич
Академический руководитель образовательной программы «Экономика и управление образованием»