Объявлен победитель Конкурса инноваций в образовании - 2019
24 проекта прошли в полуфинал и приняли участие в Летней школе – недельном акселераторе. В финал, который состоялся 21 октября на VIII Московском международном форуме «Открытые инновации», прошли 10 проектов. Лучшего из них выбрали члены жюри – представители системы образования и бизнеса.
«Мы хотим, чтобы школа была открытой, чтобы между школой и социумом возникали тропинки и широкие двусторонние дороги, – заявила президент Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова. – Инновации, возникающие за стенами школы, важны, но также важно, чтобы они проникали в школу, чтобы в каждой школе для них нашлось место, чтобы у детей формировалось инновационное мышление. Конкурс инноваций в образовании играет важную роль для решения этих задач, поэтому растет и число его участников, и региональный охват. Это значит, что новые идеи в образовании востребованы сейчас и с каждым годом будут востребованы все больше».
Научный руководитель Института образования
Среди финалистов были такие проекты, как мобильное приложение для изучения генетики (Владивосток), методика обучения для школ в местах лишения свободы (Красноярский край), комплекс пособий по правилам дорожного движения для детей с ограниченными возможностями здоровья (Удмуртская республика), формирование бесконфликтной среды педагогов, учеников и родителей (Казань) и другие. Победителем была признана команда из Санкт-Петербурга, разработавшая комикс и онлайн-платформу для профилактики буллинга в отношении слабослышащих детей.
Авторы проекта – Алла Маллабиу и Зоя Бойцева, выпускницы Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени Герцена. Дети Аллы и Зои не слышат с рождения, и обе мамы быстро поняли, что в России семьям с такими детьми невозможно получить комплексную поддержку. Систему такой поддержки Алла и Зоя начали создавать сами – предоставлять доступ к реабилитации, продвигать концепцию доступной среды, поддерживать проекты по развитию жестового языка. Почти за пять лет работы их организации «Я тебя слышу» помощь получили более 5 тыс. детей.
Проект, представленный на КИвО, называется «Команда С.Л.У.Х.» («специальная лига ультра-хранителей»). В его основе – комикс с тремя героями-подростками: Ильей, Никитой и Аленой. Илья использует кохлеарный имплант (протез, позволяющий компенсировать потерю слуха) и общается с помощью речи, Никита общается на жестовом языке, Алена – девочка без нарушений слуха, выучившая жестовый язык ради своего глухого друга – программиста, вместе с которым она создает онлайн-игру. Комикс показывает, что нарушенный слух не приводит к ущербности, а наоборот – становится супер-способностью.
«Благодаря современным средствам слухопротезирования все больше детей с нарушением слуха приходят в массовые школы, где могут столкнуться с агрессией со стороны других учеников. Сверхзадача проекта – предотвратить такую агрессию, показав, что глухие дети – такие же, как все, что они могут успешно общаться и преодолевать трудности вместе со своими сверстниками», – поясняет Алла Маллабиу.
К комиксу прилагается стикерпак и QR-код, который ведет на онлайн-платформу по изучению секретного языка супергероев. Там размещены 100 видеороликов с переводом на жестовый язык фраз, используемых детьми в повседневном общении, – «планшет», «гамбургер», «пойдем гулять», «дай списать» и так далее. Таким образом, каждый ребенок видит, что жестовый язык интересен, современен, что его интересно учить и удобно использовать.
Уже распространено 500 экземпляров комикса, и теперь авторы собираются сделать проект более масштабным. Совместно с РГПУ им. Герцена на основе комиксов разрабатывается программа дополнительного образования по развитию толерантности в массовой школе, планируется снять мультфильм и создать компьютерную игру.
Королева Диана Олеговна
Заведующая Лабораторией инноваций в образовании