• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Русский мост для инноваций

Владивосток так далеко от Москвы, что из столицы многое не разглядеть. Команда лаборатории инноваций в образовании Инобра ВШЭ отправилась в самую восточную точку страны, где недавно на базе пяти вузов был создан один из крупнейших в России центров науки и образования – Дальневосточный федеральный университет.

Русский мост для инноваций

©Екатерина Гущина специально для Лаборатории инноваций в образовании

Исследователей интересовало, как «гигант» такого типа может взаимодействовать с сообществом местных инноваторов. Экспедиция нашла во Владивостоке много перспективных проектов, но обнаружила и системные проблемы. Предстоит разобраться, почему инноваторы разобщены, как наладить связи в системе образования и что сделать, чтобы усилия разных групп дали синергетический эффект.
Вывод экспертов – городу и региону необходим мост. Не уже существующий мост между материком и островом Русский, а понимание, что стейкхолдерам разных уровней образования надо работать вместе. 

 Об итогах поездки рассказала аналитик Инобра Анастасия Андреева, а участница экспедиции Екатерина Гущина проиллюстрировала ее своими рисунками. 

Лаборатория инноваций в образовании
Мы обнаружили, что во Владивостоке два разных сообщества инноваторов, которые почти не взаимодействуют друг с другом. Одно – на острове Русский, где недавно создана крупнейшая образовательная площадка – Дальневосточный федеральный университет, другое – «на материке» вокруг местных школ и вузов. Многие факторы повлияли на то, что эти стороны мало помогают друг другу: крупные федеральные проекты, которые идут через ДВФУ, часто нацелены на весь дальневосточный регион и не затрагивают местные школы, в которых, в свою очередь, мало знают о возможностях, которые открыло бы сотрудничество с островом.   

Лаборатория инноваций в образовании

Мы были удивлены, сколько самых разных проектов, инициатив удалось обнаружить. Честно говоря, когда мы изучали ситуацию из Москвы, нам казалось, что во Владивостоке мало активностей, за исключением ДВФУ, но ошибались. Что нас насторожило: владивостокские инициативы достаточно редко воплощаются в реальные проекты. Мы сделали вывод, что инноваторы не чувствуют отдачи, их недостаточно активно поддерживает местное сообщество.    

Лаборатория инноваций в образовании
Еще одно впечатление: очень развитая инфраструктура – и недостаток человеческих ресурсов. Вузам Владивостока приходится бороться буквально за каждого абитуриента. Поэтому в ДВФУ проходит так много мероприятий для школьников. В Москве такого не увидишь, чтобы корпуса университетов не закрывались в воскресенье: там проходят языковые курсы, занятия по робототехнике, олимпиады...

Лаборатория инноваций в образовании

Во Владивостоке чувствуется стремление сделать город главным окном в Азию, и, наоборот, для Китая, Японии, Кореи – окном в Россию. В сфере образования – это проявляется в том, как ДВФУ выстраивает партнерство со всеми азиатскими регионами. Например, представители вуза регулярно ездят в китайские школы, чтобы посмотреть, какие технологии и инновации там развивают.
Лаборатория инноваций в образовании

Инновациями нужно обмениваться и вместе их «выращивать»: только тогда они дадут эффект. Надеемся, во Владивостоке прислушаются к нашим советам и целенаправленно начнут работать над коммуникацией «материка» и «острова». Тогда не будет пустых коворкингов, нереализованных возможностей, неполученных грантов, не «доведенных до ума» проектов.

В этом году мы надеемся продолжить региональные «полевые исследования» экспедициями в Великий Новгород и Махачкалу. Очень важно иметь в регионе надежных «проводников», которые могут не только очертить для нас круг инноваторов, но и расположить наших собеседников к доверительному общению. Это необходимо, чтобы исследования были объективными. В каждом регионе, где мы побываем, будем проводить «Ясли КИвО» – мини-акселератор для перспективных идей в сфере образования. Надеемся, что благодаря этому многие проекты смогут выйти на федеральный уровень.