Образовательные инновации в Дагестане: экспедиция Лаборатории инноваций в образовании

Этой осенью Лаборатория инноваций в образовании (ЛИвО) собрала большую команду и отправилась в Республику Дагестан в рамках исследовательской экспедиции «Низовые инновации в образовании и экосистема для их поддержки». В проекте приняли участие студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также сотрудники Лаборатории Инноваций в Образовании, Проектно-учебной лаборатории «Развития университетов» и Центра социологии высшего образования.

Экспедиция длилась 7 дней, за это время исследователи посетили 8 населенных пунктов, 4 из которых находятся в высокогорье.  Участники экспедиции побывали в различных образовательных проектах, школах и университетах, где познакомились и поговорили с ректорами, деканами, генеральными директорами, идейными вдохновителями и преподавательскими коллективами образовательных организаций. За время экспедиции было собрано почти 27 часов диктофонных записей интервью и фокус-групп с представителями различных образовательных организаций. 

По словам участников исследования, эта экспедиция помогла расширить понимание феномена “низовых инновации”, который команда изучает уже много лет:

В Дагестане нас заинтересовали образовательные проекты, которые появились по частной инициативе. В научной литературе такой феномен описывается термином «низовые инновации». Мы знаем, что такие проекты могут успешно дополнять и закрывать пробелы государственной системы, однако им необходима поддержка со стороны всех участников образовательного процесса. Это исследование поможет разобраться, что способствует запуску и развитию таких инициатив 

Андреева Анастасия Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь

Исследователи ЛИвО посетили несколько проектов, которые решают актуальную для региона проблему отсутствия качественного школьного образования в сельской местности. Проекты школ-пансионатов в высокогорных селах Тлондода и Аргвани зародились, потому что в прежних государственных школах почти не осталось учеников, тогда местные жители, привлекая свои и внешние ресурсы начали строить пансионаты для школьников, приглашать учителей и составлятьпрограмму для внеурочного развития своих учеников. Несмотря на то, что оба проекта были созданы по частной инициативе, без помощи государства, они активно развиваются и ежегодно привлекают всё больше и больше учеников. Помимо стандартной школьной программы эти проекты также проводят внеурочные занятия для своих учеников. Чаще всего это занятия по изучению истории и традиций региона, спортивные занятия и изучение IT-технологий. 


Эти проекты очень быстро нашли свою целевую аудиторию. C момента постройки пансионата количество обучающихся в Тлондоде выросло до 60 человек, а количество желающих только растет. А в Аргвани за 3 года количество школьников выросло с 11 до 50. У семей, проживающих в Махачкале или Дербенте, есть запрос на ограждение детей от негативного влияния интернета и «улицы». Поэтому родители отправляют своих детей обучаться в школы-пансионаты в высокогорных сёлах. Там за школьниками следят воспитатели, дети всегда заняты уроками, спортом или дополнительными занятиями, а времени на мобильные телефоны почти не остается. 

В рамках экспедиции исследователи также посетили и другие образовательные проекты в отдаленных районах Республики Дагестан, например Центр творчества в селе Цмур и центр просвещения Luminary в селе Хрюг. Это проекты дополнительного образования для школьников, которые также создавались по частной инициативе. Центр творчества Цмур специализируется на обучении детей творчеству в различных сферах жизни, там дети занимаются живописью, валянием, робототехникой и другими формами творчества. Сейчас платные и бесплатные курсы и мастер-классы посещает 157 детей со всего района. Такой проект, помогает школьникам оставаться в родных селах, имя при этом возможность обучаться творчеству и IT-технологиям. Центр просвещения Luminary в селе Хрюг дает детям из сёл возможность изучать новые технологии, заниматься творчеством, учить иностранные языки, не уезжая из села. Прошлой весной интерактивную трехчасовую экскурсию-занятие, где дети строят робота, делают сайт, рисуют и защищают проект посетило около 500 школьников из разных городов и районов республики. На такие интерактивы дети приезжают не индивидуально, а целыми классами. Также в центре Luminary проходили интенсивы по подготовке к ЕГЭ для старшеклассников,их за прошлый год посетило примерно 50 одиннадцатиклассников - это 30% всех выпускников района в 2020 году.


Помимо образовательных проектов исследователи ЛИвО посетили Педагогический колледж с площадкой Wordskills, Благотворительный фонд Надежда, книжный клуб Алифба, музей «Россия – моя история», Музей истории мировых культур и религий и другие организации. За время экспедиции исследователям удалось не только собрать большое количество интервью, но и увидеть образовательные пространства своими глазами, понаблюдать за образовательными процессами и узнать жизнь проектов изнутри. 

Одним из предварительных выводов после экспедиции стало понимание, что образовательные “низовые инновации” в Дагестане появляются благодаря желанию населения сохранить традиции, что очень необычно для инноваций в целом. Практически все проекты, которые вошли в программу экспедиции, так или иначе опираются на традиционные ценности региона. Школы-пансионаты и проекты дополнительного образования в отдаленных районах нацелены на сохранение молодого населения в сёлах и на отгораживание детей от негативного влияния интернета и современных технологий. Другие проекты нацелены на сохранение, воспроизведение и передачу знаний о традициях и наследии Республики Дагестан. 


По итогам экспедиции исследователи ЛИвО планируют подготовку научных публикаций на базе собранных материалов, а также надеются продолжить сотрудничество с представителями региональной системы образования.