Мировые тренды образования в российском контексте-2025: исследование Ultimate Education и НИУ ВШЭ

Ученые Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) в сотрудничестве с другими международными исследователями ежегодно готовят публичный доклад о трендах в образовании: Innovating Pedagogy. В 2024 году доклад подготовлен совместно с группой “LIVE Initiative” Университета Вандербильта в США. Он отражает 10 основных тенденций в педагогике, у которых есть потенциал повлиять на всю систему образования, и которые, по мнению ученых,  заслуживают пристального внимания практиков. 

Российское образование включено в мировой контекст, при этом оно сохраняет свою специфику. Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом Ultimate Education проводят оценку потенциала влияния мировых трендов на образование в России. Результаты исследования мировых образовательных трендов в российском контексте, с комментариями экспертов и оценкой отношения обучающихся, будут представлены в ноябре 2024 года. 

Ищем экспертов и предлагаем высказаться о новых образовательных трендах!

Если Вы эксперт в одном из представленных направлений или у Вас есть аргументированная позиция о том, насколько перечисленные тренды соответствуют и могут интегрироваться в российское образование, заполните форму (для экспертов).

Также предлагаем заполнить заявку тем, кто хочет первым познакомиться с результатами спец-проекта

Совсем скоро мы узнаем результаты опроса экспертов, инноваторов и студентов. Чтобы получить приглашение на представление результатов и материалы исследования, заполните форму (для зрителей).

 

А пока расскажем, какие тренды будут обсуждаться в этом году.

1. Педагогика бесконфликтности

Педагогика бесконфликтности направлена на уменьшение проявлений насилия и агрессии путем применения практик сострадания и примирения, таких как эмпатия, открытый диалог и медиация. Такие практики улучшают отношения между учениками и педагогами, снимают межэтнические и межконфессиональные разногласия и помогают изменить культуру образовательной организации с карательной на восстановительную. Кроме того, педагогика бесконфликтности предполагает осознание роли образовательных организаций в содействии достижению социальной гармонии на основе понимания обучающимися своего положения в глобальном контексте и знаний о разнообразных гуманитарных инициативах.

2. Климатическое образование

Климатические изменения являются важнейшей проблемой современности, образовательным организациям важно включить климатическое образование в учебные программы, используя междисциплинарный подход. Климатическое образование подразумевает формирование знаний при помощи изучения научных исследований и художественных произведений и развитие практических навыков посредством участия в локальных и глобальных экологических проектах. Важно проводить климатическое обучение в разных форматах, используя экскурсии и прогулки. Образовательной организации необходимо создавать комфортное и безопасное пространство для выражения тревоги по поводу климата и культивировать экологический оптимизм. Тренд дает возможность педагогам и обучающимся лучше понимать проблему климата и принимать участие в борьбе с его изменениями, что способствует воспитанию экологически осознанных, информированных и инициативных личностей. 

3. Обучение через диалог с ИИ

Искусственный интеллект открывает новые возможности для диалогического обучения. С развитием технологий учиться в любое удобное время и из любой точки мира можно, общаясь с генеративным искусственным интеллектом (GenAI). Такие инструменты как ChatGPT и Gemini могут выступать в роли виртуальных репетиторов, имитируя сократовские вопросы и помогая обучающимся с академическими заданиями. Общение с GenAI улучшает интерактивное обучение, способствует развитию коммуникативных функций и цифровых навыков обучающихся, повышает уровень знания языка и критического мышления. Кроме этого, GenAI помогает педагогам создавать образовательные материалы. Несмотря на то что остаются сомнения в конфиденциальности работы с данными и точности предоставляемой информации, GenAI продолжит развиваться и глубже интегрироваться в образовательный процесс.

4. Диалог с обучающимися об этике ИИ

Цифровые технологии продолжают существенно влиять на жизнь молодых людей, включая досуг, общение и образование. Специалисты в образовании обращают внимание на то, что мнения обучающихся при обсуждении цифровой этики и определении правил использования искусственного интеллекта в обучении должны быть услышаны и учтены. Обучающиеся хотят участвовать в создании новой цифровой этики для искусственного интеллекта, которая позволила бы сформировать цифровую среду, обеспечивающую его корректное использование в области образования. Этот тренд подчеркивает важность работы, направленной на понимание и продвижение интересов обучающихся в вопросах цифровой этики. Ученики стремятся к развитию цифровой грамотности для более эффективного использования технологии. Их участие в обсуждении этических принципов использования искусственного интеллекта будет способствовать повышению осведомленности и осмысленного использования технологий. 

5. Использование ИИ в мультимодальной педагогике

Активное использование генеративного искусственного интеллекта (GenAI) в мультимодальной педагогике создает разнообразие образовательных практик и повышает их доступность. Педагоги и обучающиеся могут исследовать потенциал GenAI, применяя его возможности в создании и переосмыслении мультимодальных композиций. Это помогает развитию компетенций, необходимых для работы GenAI, креативности и критического мышления. Применение GenAI в мультимодальной педагогике помогает расширить формы выражения мысли, например, использовать изображения, музыку, видео наряду с текстом, что создает инновационный опыт интерпретации и новые возможности для понимания художественных произведений. GenAI делает мультимодальную педагогику более доступной и распространенной. В перспективе будет сформирована мультимодальная грамотность, что требует пристального исследования моральных норм в образовании и определения новых правил мультимодального общения.

6. Умные учебники

Искусственный интеллект делает использование умных учебников более доступным. Он персонализирует обучение на основе индивидуальных характеристик и интересов обучающегося. Умные учебники анализируют поведение читателя, отслеживая множество параметров, и подбирают дальнейшее содержание образовательных материалов на основе анализа полученных данных. Такие учебники предоставляют моментальную обратную связь и отвечают на вопросы читателя, делая обучение более интерактивным. Это выводит цифровые тексты на новый уровень взаимодействия с читателем. Умные учебники способствуют повышению мотивации и улучшению качества восприятия материала.

7. Воображаемые миры в образовательном процессе

Создание воображаемых миров — новый подход к образовательному процессу, который позволяет обучающимся получить уникальный опыт, недоступный им в повседневной жизни через погружение в виртуальную реальность. Применение технологии VR или AR, погружает в воображаемые миры книг и кинофильмов, в которых обучающиеся могут попробовать новые формы деятельности, преодолевая временные и пространственные границы. Это особенно важно для обучающихся, которые испытывают трудности в учебном процессе или имеют особые образовательные потребности. Такие ученики, получив новый опыт, могут улучшить учебные результаты, обрести чувство сопричастности, уверенность в собственных силах, понимание своих возможностей и исследовать свою роль в обществе.


8. Оценивание с использованием расширенной реальности

Технологии дополненной и виртуальной реальности (расширенная реальность) открывают новые возможности для оценивания в образовании. Смоделировав различные обстоятельства, можно более объективно оценивать компетенции обучающихся в практической деятельности без реальных рисков или логистических ограничений. Виртуальные симуляторы способны имитировать ситуации, в которых учащемуся требуется предпринять определенные действия. Они создают возможность увидеть и оценить последствия принятых решений, что позволяет избежать ошибок в реальном мире. Такая технология оценки повышает эффективность обучения, обеспечивая ощущение присутствия и самостоятельности, что крайне важно для проверки процедурных знаний в сложных сценариях профессиональной деятельности. Моментальная демонстрация результата предпринятых действий способствует пониманию учебного материала и улучшает практические навыки. Анализ образовательного прогресса с применением технологий расширенной реальности уже используются в различных профессиональных отраслях (медицина, строительство, опасные производства, авиация), а современный уровень развития технологий сделает его еще более распространенным.

9. Иммерсивный подход к обучению

Иммерсивный подход к обучению предполагает использование цифровых, интерактивных и ролевых игр для того, чтобы дать обучающимся возможность изучать тему в правдоподобных культурных и исторических контекстах. Игра воссоздает определенную эпоху и ее социокультурные особенности, поэтому ученик имеет уникальную возможность изучить язык другого исторического периода или погрузиться в иную культуру, исследуя архитектуру, искусство, литературу. Использование игр, в которых воспроизведены различные исторические периоды, дает возможность развить многие качества: от эмпатии до критического мышления, и приводит к инновационным решениям в обучении. Иммерсивный подход прокладывает дорогу к интерактивным и эффективным образовательным практикам в области изучения языка, культуры, истории и литературы.

10. Виртуальное погружение в научные концепции

Виртуальная реальность позволяет создать образовательную среду, дополненную информацией и ее визуализацией, что открывает возможность для обучающихся получить новый образовательный опыт. В виртуальной или дополненной реальности ученики могут перемещаться в пространстве и времени, взаимодействовать с окружающей средой, наблюдать, как работают различные теоретические законы и принципы, испытывать ощущения, связанные со взаимодействием с различными объектами и явлениями, такими как невесомость. Это существенно повышает качество понимания научных концепций. Кроме того, такие технологии могут собирать и анализировать данные об образовательном опыте обучающегося, что поможет педагогу спроектировать образовательную деятельность более эффективно. 

Насколько релеватны эти тренды для российского контекста - расскажем в ноябре 2024 года. С результатами реализации проекта прошлых лет можно ознакомиться здесьздесь и здесь.