Эксперты ВШЭ помогут камчатским школьникам спроектировать будущее
Камчатский край, несмотря на уникальное географическое положение и богатейшие природные ресурсы, сталкивается с проблемой оттока молодежи. По данным региональных исследований, большинство старшеклассников рассматривают обучение в 10-11 классах лишь как способ получить аттестат и поступить в вуз на «материке». Некоторая часть выпускников после школы не продолжают обучение и не выходят на официальный рынок труда. Эксперты связывают эту проблему с отсутствием у молодежи четкого видения своего будущего и умений осознанного выбора жизненного пути. Вместе с тем реальная ситуация на рынке труда региона выглядит довольно оптимистично: субъект демонстрирует один из самых низких уровней безработицы в стране, активно развиваются перспективные отрасли экономики.
Многие выпускники покидают Камчатку для учебы и работы на «материке». Некоторые после окончания школы не продолжают обучение и не выходят на официальный рынок труда. Эксперты считают, что молодежи не хватает ясного видения будущего и умения осознанно выбирать жизненный путь, хотя в регионе есть хороший потенциал для работы и развития. «Через полтора года у каждого выпускника должен появиться свой "навигатор возможностей", основанный на потребностях экономики края и самого молодого человека», — поясняет Алексей Обухов.
Как раз на решение проблемы оттока молодежи и воспитания у нее проактивного поведения направлен новый проект. «Мы хотим, чтобы к концу школы у каждого подростка появился своего рода навигатор возможностей - четкое понимание, куда можно двигаться дальше и какие шаги для этого нужно предпринять», - говорит ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Алексей Обухов. Причем этот выбор должен опираться не на абстрактные мечты, а на реальные запросы экономики региона и потребности самого молодого человека.
Ребята будут постепенно погружаться в проектную работу: сначала простые мини-исследования, потом серьезные групповые задания. Параллельно станут знакомиться с местными колледжами, вузами, работодателями, пробовать себя в разных профессиях. «Важно, чтобы они умели соотносить свои интересы и способности с реальными возможностями, которые дает регион. Для этого мы будем развивать у них умение анализировать информацию, работать в команде и управлять проектами», — подчеркивает ведущий эксперт Лаборатории управления школой и исполнительный директор проекта социального воздействия Антон Кухарев.
Внедряют новую модель профориентации 27 школ региона. Более 250 учителей и управленцев проходят специальное обучение и начинают по-новому работать с подростками. В учебных заведениях развивается проектная и исследовательская деятельность, налаживается взаимодействие с будущими работодателями. Специально для проекта Центр психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ создал инструменты для измерения цифровой, правовой и финансовой грамотности школьников.
Ожидается, что в течение полутора лет будут видны первые результаты. Ключевой из них — снижение доли учеников, которые после 9-11 классов не продолжают учиться и не выходят на официальный рынок труда. Также к показателям эффективности относятся: повышение уровня цифровой, финансовой и правовой грамотности у школьников, и увеличение доли выпускников, получивших опыт в планировании собственной учебно-профессиональной траектории. К концу проекта общий показатель по трем критериям должен увеличиться минимум на 27%.
Конечно, за полтора года невозможно полностью изменить то, что складывалось годами. Но эксперты ВШЭ надеются создать работающие примеры, показать, что перемены возможны и необходимы. По меткому выражению руководителя Лаборатории проектирования содержания образования Тараса Пащенко: «Если удастся зажечь в ребятах искру осознанного творчества, научить их мыслить стратегически и самим строить свою судьбу — значит, проект достиг цели».
Организаторы понимают, что кто-то из школьников все равно решит уехать учиться в другие города. И это нормально. Главное, чтобы у ребят сохранялась связь с малой родиной. «Мы не планируем любой ценой удержать всех выпускников на Камчатке, – подчеркивает заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева. — Но нам важно, чтобы они чувствовали себя частью нашего региона и хотели внести свой вклад в его развитие, чтобы знали и понимали, какие возможности для самореализации есть на Камчатке, какие интересные проекты запускаются, и какое образование надо получить, чтобы быть востребованным специалистом. Уже сейчас Министерством Камчатского края, Камчатским государственным университетом им.В.Беринга проводится системная работа по профориентации школьников. Проект социального воздействия — важный элемент этой системы».
Проект носит экспериментальный характер и направлен на поиск наиболее эффективных решений проблемы профессионального самоопределения молодежи. Если опыт окажется успешным, разработанная на Камчатке модель может стать основой для модернизации системы профориентации и в других регионах.