Обсуждение образовательных программ для родителей
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы специалистами Института образования НИУ ВШЭ была разработана серия примерных образовательных программ для родителей. В конце февраля 2017 года прошли первые семинары по обсуждению данных программ, где были рассмотрены основные идеи, структура и особенности методов работы с родителями. На семинарах выступили разработчики программ, состоялась групповая работа участников и обсуждение предложений от групп.
Директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова на семинаре, посвященном основам психолого-педагогической грамотности, представила к обсуждению образовательные программы, ориентированные на родителей детей различных возрастов. Ее доклад касался темы появления запросов от родителей на такие программы. Прежде всего, это связано с ростом объема литературы о воспитании и с увеличивающимся количеством онлайн-сервисов для родителей, а также появлением большого количества экспертов, к которым обращаются родители: специалистов по грудному вскармливанию, детских психологов, специалистов по раннему развитию. Кроме того, у современных родителей создалось и недоверие к традиционным источникам знаний о родительстве: бабушкам и дедушкам, врачам, педагогам и т.д. Стоит отметить и так называемый «дискурс интенсивного материнства», который предполагает определяющее влияние родителя на дальнейшее благополучие ребенка.
Сегодня родители, особенно городские, живут в насыщенном информационном поле. Они отовсюду слышат: ребенок должен в этом возрасте…, вы должны делать … Этот груз навязанных предписаний – особенно, если в семье растет первенец – приводит к растерянности, непониманию, стремлению воспитывать «по правилам». Это практически невозможно, и такая ситуация мешает родительской самостоятельности, вниманию к своему ребенку, всегда особенному, уникальному, самому любимому. Надо ли учить родителей быть родителями? Я думаю, надо, чтобы родители могли найти ответы на вопросы, которые у них возникают, чтобы они могли посоветоваться, могли встретиться с такими же как они сами. Такие «точки доступа» должны быть предельно доброжелательными к родительским проблемам, там можно будет услышать доброжелательный совет, получить в том числе и психологическую поддержку. И, конечно, такую помощь надо предлагать, делать максимально доступной, но ни в коем случае не навязывать
Программы психологической направленности формируют компетенции родителей в развитии и воспитании детей и дают знания основ детской психологии. Каждая программа посвящена определенной категории родителей в зависимости от возраста ребенка, программы рассчитаны на родителей детей всех возрастов, с рождения до 18 лет.
Надежда Княгинина, аналитик Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ, представила серию программ по повышению уровня родительской информированности в правовой сфере. Программы затрагивают проблематику прав и обязанностей родителей в связи с появлением ребенка в семье, их взаимодействия с детскими садами и школами. Одна из программ направлена на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Цель программ – сформировать представление о том, что родитель является законным представителем ребенка и действует в его интересах. Для того чтобы быть таким представителем, ему нужно знать, какие у него и его ребенка есть права, где эти права зафиксированы, – говорит автор. – Правовое просвещение дает понимание, что все органы, с которыми сталкиваются родители, правила, которые они соблюдают, все дополнительные льготы и гарантии, которые они могут получить, закреплены законодательно. И для обеспечения благополучия ребенка требуется информированное и ответственное принятие решений с использованием правовых инструментов».
Разработка программ для родителей включала также исследовательскую часть. В июле 2016 г. был проведен социологический опрос более 2000 родителей по всей России. К опросу были приглашены жители городов различной численности – от 100 000 до 1 млн жителей.
В ходе исследования было выявлено, что 55% его участников хотели бы посещать занятия для родителей. Примечательно, что родителей, которые хотели бы посещать образовательные занятия, больше среди тех, кто активно ищет информацию о воспитании детей. Треть тех, кто хотел бы посещать родительский университет, – это родители, которые уже когда-либо были на специальных занятиях для родителей.
Программы родительского университета пройдут апробацию в пяти субъектах Российской Федерации. Каким образом система поддержки родителей (Родительские университеты) будет воплощена в жизнь, будет обсуждаться в течение всего 2017 года на научных и экспертных семинарах Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
*****
С 1 марта по 22 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Директор центра