Улучшаем
законодательство об образовании
Разрабатываем
новые решения для системы образования
Делаем
образовательное право понятным для всех
Формируем
культуру качества в образовании
Темы наших исследований
- Совершенствование законодательства и устранение барьеров
- Международные и сравнительные исследования в области образования
- Права и обязанности участников образовательных отношений
- Внутренняя оценка качества образования
- Контроль и надзор в сфере образования
- Подотчетность в образовании
- Многоуровневое управление образованием
- Регулирование содержания образования
- Финансирование образования
Команда
Государственная политика, контроль и надзор в сфере образования; финансирование образования и науки; сетевая форма; кадровая политика,syankevich@hse.ru
Качество образования; права и обязанности участников образовательных отношений; кадры в образовании; содержание образования,nknyaginina@hse.ru
Международное сотрудничество; зарубежные сравнительные исследования; студенческое самоуправление; молодежная политика,epuchkov@hse.ru
Региональное законодательство, локальные нормативные акты; разработка образовательных программ; образовательные мероприятия,vbalzhinimaeva@hse.ru
Экспертиза и консалтинг
Разработка проекта реформы государственной аккредитации и контроля в сфере образования
Исследование проблем системы ОГЭ и ЕГЭ и формирование нормативных и управленческих решений по ее улучшению
Разработка пакета мер для школы, федеральных и региональных органов по управлению «нагрузкой» школьников
Разработка организационной модели для индивидуальных программ магистратур через микростепени
Оценка обязательных требований в системе образования на предмет излишней бюрократической нагрузки
Оценка сбалансированности распределения контрольно-надзорных полномочий в сфере образования с учетом риск-ориентированного подхода
Разработка предложений для развития системы профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки качества образования
Выявление барьеров в законодательстве, регулирующем семейную форму получения образования
Правовое консультирование онлайн-платформ по реализации онлайн-курсов в школах России
Исследование противоречий в распределении полномочий между уровнями публичной власти в сфере образования
Анализ регионального законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию
Подготовка методических рекомендаций по внедрению в регионах России эффективных моделей психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Разработка образовательной программы по правам родителей и детей для проекта по обучению родителей
Экспертиза проектов федеральных нормативных актов, принятых в период «экстренного регулирования» во время пандемии коронавируса
Подготовка экспертных разъяснений для руководителей университетов и органов управления образованием по изменениям в системе образования
Экспертное сопровождение разработки законодательства в сфере государственного заказа в социальной сфере
Подготовка справочника для участников образовательных отношений об ответственности за травлю в школе
Консультирование университетов по формированию «культуры качества» и построению внутренней системы оценки качества
Разработка стратегических государственных решений по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Правовое консультирование и экспертиза
- Разработка проектов законов и подзаконных актов
- Разработка и правовое сопровождение управленческих решений
- Подготовка методических рекомендаций и обучающих материалов
- Экспертная поддержка создания и работы внутренних систем оценки качества
- Обучение управленческих команд
Наши исследовательские проекты
Исследование: что думают об ОГЭ и ЕГЭ современные школьники, студенты, учителя и родители?
Определение уровня «нагрузки» обучающихся в системе образования на основании документов и социологических исследований
Комплексное исследование зарубежного опыта изучения отдельных дисциплин в формате микростепеней
Комплексный анализ текстов ФГОС ВО методами вычислительной юриспруденции, чтобы оценить, насколько они применимы в контроле и надзоре
Исследование лучших практик реализации профессионально-общественной аккредитации в высшем образовании
Комплексное исследование судебной практики по вопросам семейного образования
Анализ регионального законодательства, касающегося семейной формы получения образования
Комплексное исследование судебной практики по вопросам семейного образования
Анализ регионального законодательства, касающегося семейной формы получения образования
Проведение комплексного исследования регионального законодательства об образовании через призму многоуровневого управления образованием
Структурирование региональных моделей оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся и определение среди них наиболее эффективных
Сравнительное исследование мер поддержки талантливых детей в России и за рубежом
Анализ зарубежного опыта проведения государственной итоговой аттестации в условиях коронавирусной инфекции
Исследование лучших практик управления и оценки качества образования в университетах России
Исследование формальной и фактической распространенности внутренних систем оценки качества и культуры качества в России
Образовательные программы с участием экспертов лаборатории
Программа направлена на подготовку юристов, обладающих солидной базой теоретических знаний и прикладных навыков
5 лет, очно
Помогает увидеть образование как систему и разобраться в тонкостях управления в этой сфере
2,5 года, очно-заочно
Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики
2 года, очно
Программа готовит специалистов по языковой политике – анализу и разработке стратегий взаимодействия этнокультурных сообществ, тех, кто мог бы управлять строительством «Вавилонской башни»
2 года, очно
Помогает работающим преподавателям повысить категорию учителя-предметника, получить квалификацию учителя-методиста и продвинуться по карьерной лестнице
2,5 года, очно-заочно
Программы дополнительного профессионального образования
Онлайн-курсы
Публикации
-
«Образовательное право» для всех: опыт преподавания правовой дисциплины для аудиторий с разными бэкграундом и мотивацией: учеб.-метод. пособие
Девятый выпуск серии учебно-методических пособий «Подготовка профессионалов для нового образования» посвящен преподаванию дисциплины «Образовательное право» для разных аудиторий. Авторы делятся опытом реализации двух курсов на магистерских программах Института образования НИУ ВШЭ: «Правовые вопросы системы образования» на очно-заочной программе «Управление образованием» — для управленцев и предпринимателей в сфере общего образования; «Образовательное право» на программе «Доказательное развитие образования» — для студентов, пришедших, как правило, напрямую из бакалавриата и планирующих работать с анализом данных в образовании.
Пособие содержит полный комплект методических материалов: от идей и принципов курсов до описания тематических блоков (базовых и специальных), структуры занятий, конкретных групповых и индивидуальных занятий — с алгоритмами и временем выполнения, компетенциями, рекомендациями и критериями оценивания. Авторы рассказывают о собственном опыте налаживания обратной связи и коммуникации со слушателями, проведения занятий в онлайн- и офлайн-форматах, внедрения в образовательный процесс принципов «культуры заботы». Отдельное внимание уделяется авторским форматам групповой работы, подходам к решению кейсов и оцениванию.
Материал может быть использован в качестве учебно-методического пособия в системе дополнительного профессионального образования преподавателей и руководителей высшей школы.
Вып. 9. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024.
-
Внутренние системы оценки качества образования в документах российских университетов: обеспечение качества или его видимость
Качество образования, при всем разнообразии подходов к его пониманию, обычно обеспечивается в двух контурах: внешнем и внутреннем. В российской системе образования во внешнем контуре реализуется контрольная модель обеспечения качества в виде государственной аккредитации. Внутренний контур может, но не обязан, создаваться в виде внутренних систем оценки ка-чества образования (ВСОКО). Проведено исследование с целью определить, насколько ВСОКО распространены в российских университетах, как они выглядят и являются ли рабочими инструментами. Для этого сайты 697 университетов обследованы на наличие упоминаний о ВСОКО и проведен контент-анализ размещенных в открытом доступе локальных актов о ВСОКО 365 университетов. Обнаружено, что большинство (66%) гражданских университетов страны имеют акты о ВСОКО, однако описанные системы изоморфны, а содержащиеся в них процедуры неполны. Авторы приходят к выводу, что акты о ВСОКО принимаются университетами не для работы, а для того, чтобы показать внешнему контролеру, что система существует, как и требуется в контрольной модели обеспечения качества образования.
Вопросы образования. 2024. Т. 2. № 3. С. 100-135.
-
Аналитический обзор практики защиты прав студентов на примере опыта Высшей школы экономики
Защита прав студентов – одна из задач органов студенческого представительства. Пределы защиты этих прав значительно отличаются в зависимости от структуры самоуправления и предоставленных им полномочий. В данной работе исследуется опыт университета с особой структурой органов самоуправления – в ВШЭ существует Уполномоченный по правам студентов, в чьи задачи входит защита прав студентов и медиация конфликтов между студентами. В статье представлен анализ статистики обращений студентов к Уполномоченному с января 2020 г. по октябрь 2022 г., описаны практики защиты их прав.
В кн.: Молодежь в новой реальности. Материалы I Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. М.: ЭйПиСиПаблишинг, 2022. С. 29-33.
-