Лаборатория образовательного права

Улучшаем

законодательство об образовании

Разрабатываем

новые решения для системы образования

Делаем

образовательное право понятным для всех

Формируем

культуру качества в образовании

Темы наших исследований

  • Совершенствование законодательства и устранение барьеров
  • Международные и сравнительные исследования в области образования
  • Права и обязанности участников образовательных отношений
  • Внутренняя оценка качества образования
  • Контроль и надзор в сфере образования
  • Подотчетность в образовании
  • Многоуровневое управление образованием
  • Регулирование содержания образования
  • Финансирование образования

Команда

Янкевич Семён Васильевич

Государственная политика, контроль и надзор в сфере образования; финансирование образования и науки; сетевая форма; кадровая политика,
syankevich@hse.ru

Княгинина Надежда Владимировна

Качество образования; права и обязанности участников образовательных отношений; кадры в образовании; содержание образования,
nknyaginina@hse.ru

Пучков Евгений Вадимович

Международное сотрудничество; зарубежные сравнительные исследования; студенческое самоуправление; молодежная политика,
epuchkov@hse.ru

Бальжинимаева Виолетта Валерьевна

Региональное законодательство, локальные нормативные акты; разработка образовательных программ; образовательные мероприятия,
vbalzhinimaeva@hse.ru

Экспертиза и консалтинг



  • Правовое консультирование и экспертиза
  • Разработка проектов законов и подзаконных актов
  • Разработка и правовое сопровождение управленческих решений
  • Подготовка методических рекомендаций и обучающих материалов
  • Экспертная поддержка создания и работы внутренних систем оценки качества
  • Обучение управленческих команд

Наши исследовательские проекты

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории

Программа направлена на подготовку юристов, обладающих солидной базой теоретических знаний и прикладных навыков
5 лет, очно

Подробнее

Помогает увидеть образование как систему и разобраться в тонкостях управления в этой сфере
2,5 года, очно-заочно

Подробнее

Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики
2 года, очно

Подробнее

Программа готовит специалистов по языковой политике – анализу и разработке стратегий взаимодействия этнокультурных сообществ, тех, кто мог бы управлять строительством «Вавилонской башни»
2 года, очно

Подробнее

Помогает работающим преподавателям повысить категорию учителя-предметника, получить квалификацию учителя-методиста и продвинуться по карьерной лестнице
2,5 года, очно-заочно

Подробнее

Программы дополнительного профессионального образования

Образовательное право в школе

Мы доступно объясним, как юридически корректно организовать работу образовательных организаций, научим использовать законодательство для достижения целевых показателей, покажем как работать с помощью правовых инструментов с кадрами, обучающимися и родителями, разрешать и предотвращать конфликты, возникающие в образовательном процессе

Онлайн-курсы

Публикации

  • «Образовательное право» для всех: опыт преподавания правовой дисциплины для аудиторий с разными бэкграундом и мотивацией: учеб.-метод. пособие

    Девятый выпуск серии учебно-методических пособий «Подготовка профессионалов для нового образования» посвящен преподаванию дисциплины «Образовательное право» для разных аудиторий. Авторы делятся опытом реализации двух курсов на магистерских программах Института образования НИУ ВШЭ: «Правовые вопросы системы образования» на очно-заочной программе «Управление образованием» — для управленцев и предпринимателей в сфере общего образования; «Образовательное право» на программе «Доказательное развитие образования» — для студентов, пришедших, как правило, напрямую из бакалавриата и планирующих работать с анализом данных в образовании.

    Пособие содержит полный комплект методических материалов: от идей и принципов курсов до описания тематических блоков (базовых и специальных), структуры занятий, конкретных групповых и индивидуальных занятий — с алгоритмами и временем выполнения, компетенциями, рекомендациями и критериями оценивания. Авторы рассказывают о собственном опыте налаживания обратной связи и коммуникации со слушателями, проведения занятий в онлайн- и офлайн-форматах, внедрения в образовательный процесс принципов «культуры заботы». Отдельное внимание уделяется авторским форматам групповой работы, подходам к решению кейсов и оцениванию.

    Материал может быть использован в качестве учебно-методического пособия в системе дополнительного профессионального образования преподавателей и руководителей высшей школы.

    Вып. 9. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024.

  • Внутренние системы оценки качества образования в документах российских университетов: обеспечение качества или его видимость

    Качество образования, при всем разнообразии подходов к его пониманию, обычно обеспечивается в двух контурах: внешнем и внутреннем. В российской системе образования во внешнем контуре реализуется контрольная модель обеспечения качества в виде государственной аккредитации. Внутренний контур может, но не обязан, создаваться в виде внутренних систем оценки ка-чества образования (ВСОКО). Проведено исследование  с  целью  определить, насколько ВСОКО распространены в российских университетах, как они выглядят и являются ли рабочими инструментами. Для этого сайты 697 университетов обследованы на наличие упоминаний о ВСОКО и проведен контент-анализ размещенных в открытом доступе локальных актов о ВСОКО 365 университетов. Обнаружено, что большинство (66%) гражданских университетов страны имеют акты о ВСОКО, однако описанные системы изоморфны, а содержащиеся в  них  процедуры неполны. Авторы приходят к выводу, что акты о ВСОКО принимаются университетами не для работы, а для того, чтобы показать внешнему контролеру, что система существует, как и требуется в контрольной модели обеспечения качества образования.

    Вопросы образования. 2024. Т. 2. № 3. С. 100-135.

  • Глава в книге

    Морозов Д. А., Пучков Е. В.

    Аналитический обзор практики защиты прав студентов на примере опыта Высшей школы экономики

    Защита прав студентов – одна из задач органов студенческого представительства. Пределы защиты этих прав значительно отличаются в зависимости от структуры самоуправления и предоставленных им полномочий. В данной работе исследуется опыт университета с особой структурой органов самоуправления – в ВШЭ существует Уполномоченный по правам студентов, в чьи задачи входит защита прав студентов и медиация конфликтов между студентами. В статье представлен анализ статистики обращений студентов к Уполномоченному с января 2020 г. по октябрь 2022 г., описаны практики защиты их прав.

    В кн.: Молодежь в новой реальности. Материалы I Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. М.: ЭйПиСиПаблишинг, 2022. С. 29-33.

  • Препринт

    Jankiewicz S., Knyaginina N.

    The Language of the Republic at School: Who Decides?

    Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. No. WP BRP 83/LAW/2018.

Все публикации