Лаборатория образовательного права

Улучшаем

законодательство об образовании

Разрабатываем

новые решения для системы образования

Делаем

образовательное право понятным для всех

Формируем

культуру качества в образовании

Темы наших исследований

  • Совершенствование законодательства и устранение барьеров
  • Международные и сравнительные исследования в области образования
  • Права и обязанности участников образовательных отношений
  • Внутренняя оценка качества образования
  • Контроль и надзор в сфере образования
  • Подотчетность в образовании
  • Многоуровневое управление образованием
  • Регулирование содержания образования
  • Финансирование образования

Команда

Янкевич Семён Васильевич

Государственная политика, контроль и надзор в сфере образования; финансирование образования и науки; сетевая форма; кадровая политика,
syankevich@hse.ru

Княгинина Надежда Владимировна

Качество образования; права и обязанности участников образовательных отношений; кадры в образовании; содержание образования,
nknyaginina@hse.ru

Пучков Евгений Вадимович

Международное сотрудничество; зарубежные сравнительные исследования; студенческое самоуправление; молодежная политика,
epuchkov@hse.ru

Бальжинимаева Виолетта Валерьевна

Региональное законодательство, локальные нормативные акты; разработка образовательных программ; образовательные мероприятия,
vbalzhinimaeva@hse.ru

Экспертиза и консалтинг



  • Правовое консультирование и экспертиза
  • Разработка проектов законов и подзаконных актов
  • Разработка и правовое сопровождение управленческих решений
  • Подготовка методических рекомендаций и обучающих материалов
  • Экспертная поддержка создания и работы внутренних систем оценки качества
  • Обучение управленческих команд

Наши исследовательские проекты

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории

Программа направлена на подготовку юристов, обладающих солидной базой теоретических знаний и прикладных навыков
5 лет, очно

Подробнее

Помогает увидеть образование как систему и разобраться в тонкостях управления в этой сфере
2,5 года, очно-заочно

Подробнее

Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики
2 года, очно

Подробнее

Программа готовит специалистов по языковой политике – анализу и разработке стратегий взаимодействия этнокультурных сообществ, тех, кто мог бы управлять строительством «Вавилонской башни»
2 года, очно

Подробнее

Помогает работающим преподавателям повысить категорию учителя-предметника, получить квалификацию учителя-методиста и продвинуться по карьерной лестнице
2,5 года, очно-заочно

Подробнее

Программы дополнительного профессионального образования

Образовательное право в школе

Мы доступно объясним, как юридически корректно организовать работу образовательных организаций, научим использовать законодательство для достижения целевых показателей, покажем как работать с помощью правовых инструментов с кадрами, обучающимися и родителями, разрешать и предотвращать конфликты, возникающие в образовательном процессе

Онлайн-курсы

Публикации

  • Образовательные маяки Дальнего Востока: роль вузов и колледжей в обеспечении демографической устойчивости округа

    Выпуск посвящен анализу системы среднего профессионального и высшего образования в Дальневосточном федеральном округе как ключевого ресурса развития человеческого капитала в условиях демографического спада и миграционного оттока. Рассматриваются диспропорции в доступности образования, инфраструктурные вызовы и возможности взаимодействия между колледжами и вузами. Выделены барьеры: ведомственная разобщенность и фрагментированность программ. Отмечается потенциал кластерных моделей, проектов «Профессионалитет» и кампусных инициатив для формирования единой образовательной среды. Подчеркивается роль интеграции колледжей в университетские экосистемы как условия устойчивого развития и снижения образовательной миграции.

    Издание предназначено для исследователей и экспертов в области образования и региональной политики.

    Вып. 3 (86). М.: НИУ ВШЭ, 2025.

  • Статья

    Княгинина Н. В., Тишкина К. О., Пучков Е. В.

    Зачем студенческая оценка преподавания университетам России?

    Статья посвящена анализу практики студенческой оценки преподавания (СОП) в российских университетах – одного из ключевых инструментов обратной связи в системе высшего образования. Авторы исследовали документы 694 университетов, выявляя наличие СОП, её цели и особенности реализации. Результаты показали, что только в 13% университетов СОП действительно применяется для оценки конкретных преподавателей. При этом в большинстве случаев она используется в результирующих целях – для принятия кадровых решений (36 вузов), тогда как формирующие цели – улучшение преподавательской практики – преследуются лишь в 16 вузах. В 35 случаях цели СОП определить не удалось. Статья также описывает типологию анкет СОП и устанавливает связь между их структурой и декларируемыми целями. Авторы приходят к выводу, что в России СОП носит формальный характер и редко используется как полноценный инструмент управления качеством образования. Причинами этого могут быть институциональный изоморфизм, акцент на внешний контроль и недостаток внимания к студенческой обратной связи как ресурсу развития. Работа поднимает вопрос о необходимости переосмысления роли СОП в управлении российскими университетами.

    Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 8-9. С. 74-92.

  • Глава в книге

    Морозов Д. А., Пучков Е. В.

    Аналитический обзор практики защиты прав студентов на примере опыта Высшей школы экономики

    Защита прав студентов – одна из задач органов студенческого представительства. Пределы защиты этих прав значительно отличаются в зависимости от структуры самоуправления и предоставленных им полномочий. В данной работе исследуется опыт университета с особой структурой органов самоуправления – в ВШЭ существует Уполномоченный по правам студентов, в чьи задачи входит защита прав студентов и медиация конфликтов между студентами. В статье представлен анализ статистики обращений студентов к Уполномоченному с января 2020 г. по октябрь 2022 г., описаны практики защиты их прав.

    В кн.: Молодежь в новой реальности. Материалы I Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. М.: ЭйПиСиПаблишинг, 2022. С. 29-33.

  • Препринт

    Jankiewicz S., Knyaginina N.

    The Language of the Republic at School: Who Decides?

    Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. No. WP BRP 83/LAW/2018.

Все публикации