Наука
Целью научно-исследовательского направления деятельности Лаборатории является проведение фундаментальных исследований в области международного и сравнительного образовательного права, повышение значимости исследований образовательного права в России, производство научных результатов для осуществления научно-обоснованной образовательной политики.
Основные темы исследований Лаборатории: неравенство в образовании и подотчетность в образовании.
Выбор двух основных тем исследования Лаборатории обусловлен тем, что эти темы, во-первых, являются ключевыми темами в современных международных исследованиях образовательного права, во-вторых, слабо разработаны в российской правовой доктрине и существующие исследования не интегрированы в международную научную деятельность, в-третьих, охватывают широкий круг проблем современной российской образовательной политики.
Кроме этого, в Лаборатории ведется работа по анализу судебной практики (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, ЕСПЧ) в области образования, а также работа по реализации различных прав сфере образования, закрепленных в законодательстве.
Неравенство в образовании
Исследование неравенства в образовании включают в себя исследование дифференциации в реализации права на образование, барьеров к равному доступу к образованию, существующих механизмов и правовых инструментов преодоления неравенства.
Основные исследовательские задачи:
- определение основных барьеров к доступу в образовании;
- определение правовых механизмов преодоления неравенства в образовании;
- сравнение основных барьеров в равном доступе к образованию в России с зарубежными примерами;
- выявление тех барьеров, которые учитываются и не учитываются в российской правовой системе;
- сравнение основных механизмов преодоления неравенства в России и за рубежом;
- определение тех зарубежных механизмов, которые подходят для имплементации в законодательство России в целях преодоления неравенства, но не применяются;
- формулирование рекомендаций Государственной Думе Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации по совершенствованию законодательства в целях преодоления неравенства в образовании в России.
Подотчетность в образовании
Исследование подотчетности в образовании включает в себя исследование противоречий и взаимодействия механизмов подотчетности в образовании и автономии образовательной организации, основных прав и обязанностей участников образовательных отношений, права на выбор формы обучения, права на обучение по индивидуальному учебному плану, академических свобод преподавателей, общественного участия в образовании (родительского контроля и пр.). Возможно, описание механизмов подотчетности в образовании будет первым в российской науке.
Основные исследовательские задачи:
- определение механизмов подотчетности, автономии и децентрализации в образовательных отношениях;
- определение степени участия в управлении образовательной организацией общественности и родителей;
- оценка степени и проявления государственного и негосударственного вовлечения в систему подотчетности;
- описание системы управления образовательной организацией и педагогическим коллективом;
- оценка сбалансированности подотчетности, автономии и прав участников образовательных отношений на основании анализа существующих юридических коллизий в системе образования;
- предложение возможных путей реформирования механизмов подотчетности в образовании в России, основанных на анализе лучших зарубежных и российских практик.
Сопутствующие темы исследований:
- федерализм и многоуровневое управление системой образования;
- цифровизация образования;
- правовое регулирование содержания образования и образовательных стандартов;
- правовой статус педагогических работников;
- анализ международного опыта в области права на образование в рамках Целей устойчивого развития ООН (Целей 4, 5, 10 и 17).