Наука

 

Целью научно-исследовательского направления деятельности Лаборатории является проведение фундаментальных исследований в области международного и сравнительного образовательного права, повышение значимости исследований образовательного права в России, производство научных результатов для осуществления научно-обоснованной образовательной политики.


Основные темы исследований Лаборатории: неравенство в образовании и подотчетность в образовании.

Выбор двух основных тем исследования Лаборатории обусловлен тем, что эти темы, во-первых, являются ключевыми темами в современных международных исследованиях образовательного права, во-вторых, слабо разработаны в российской правовой доктрине и существующие исследования не интегрированы в международную научную деятельность, в-третьих, охватывают широкий круг проблем современной российской образовательной политики.

Кроме этого, в Лаборатории ведется работа по анализу судебной практики (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, ЕСПЧ) в области образования, а также работа по реализации различных прав сфере образования, закрепленных в законодательстве.

Неравенство в образовании
Исследование неравенства в образовании включают в себя исследование дифференциации в реализации права на образование, барьеров к равному доступу к образованию, существующих механизмов и правовых инструментов преодоления неравенства.

Основные исследовательские задачи:

  • определение основных барьеров к доступу в образовании;
  • определение правовых механизмов преодоления неравенства в образовании;
  • сравнение основных барьеров в равном доступе к образованию в России с зарубежными примерами;
  • выявление тех барьеров, которые учитываются и не учитываются в российской правовой системе;
  • сравнение основных механизмов преодоления неравенства в России и за рубежом;
  • определение тех зарубежных механизмов, которые подходят для имплементации в законодательство России в целях преодоления неравенства, но не применяются;
  • формулирование рекомендаций Государственной Думе Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации по совершенствованию законодательства в целях преодоления неравенства в образовании в России.


Подотчетность в образовании
Исследование подотчетности в образовании включает в себя исследование противоречий и взаимодействия механизмов подотчетности в образовании и автономии образовательной организации, основных прав и обязанностей участников образовательных отношений, права на выбор формы обучения, права на обучение по индивидуальному учебному плану, академических свобод преподавателей, общественного участия в образовании (родительского контроля и пр.). Возможно, описание механизмов подотчетности в образовании будет первым в российской науке.

Основные исследовательские задачи:

  • определение механизмов подотчетности, автономии и децентрализации в образовательных отношениях;
  • определение степени участия в управлении образовательной организацией общественности и родителей;
  • оценка степени и проявления государственного и негосударственного вовлечения в систему подотчетности;
  • описание системы управления образовательной организацией и педагогическим коллективом;
  • оценка  сбалансированности подотчетности, автономии и прав участников образовательных отношений на основании анализа существующих юридических коллизий в системе образования;
  • предложение возможных путей реформирования механизмов подотчетности в образовании в России, основанных на анализе лучших зарубежных и российских практик.


Сопутствующие темы исследований:

  • федерализм и многоуровневое управление системой образования;
  • цифровизация образования;
  • правовое регулирование содержания образования и образовательных стандартов;
  • правовой статус педагогических работников;
  • анализ международного опыта в области права на образование в рамках Целей устойчивого развития ООН (Целей 4, 5, 10 и 17).