16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ состоялась презентация книги «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?»

Среди авторов книги — научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Мартин Карной, ведущий научный сотрудник лаборатории Прашант Лоялка, научный руководитель Института образования Исак Фрумин и директор по информационным ресурсам Мария Добрякова.
Высокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному трудуВысокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному труду.

В книге рассказывается об изменениях, происходящих в высшем образовании Бразилии, России, Индии и Китая на протяжении последних двух десятилетий. Популярность высшего образования в этих странах крайне высока. Как это влияет на экономику и политику? Есть мнение, что США и Западная Европа вскоре перестанут играть роль мировой «кузницы кадров», потому что уже сейчас 30 процентов поступающих на инженерные специальности по всему миру — граждане Индии и Китая, отметил Исак Фрумин.

У растущей популярности высшего образования в странах БРИК есть общие черты, несмотря на различия между странами, подчеркнул Мартин Карной. Везде увеличивается доля семей, готовых полностью или частично оплачивать услуги университетов, и доля платных студентов. Во всех странах БРИК вузы четко делятся на элитные и все остальные. Доля элитного сектора в высшем образовании — от 12 до 16 процентов, и он практически не растет, зато становится больше вузов и программ сомнительного качества. Таким образом, система высшего образования продолжает воспроизводить социальное и экономическое неравенство.

Те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки

Но в каждой стране есть свои особенности. В России и Китае почти не увеличивается количество частных вузов, и в целом частное высшее образование не играет значимой роли, платных студентов обучают в основном государственные вузы. Напротив, в Индии и Бразилии частных вузов много, они готовят инженеров и программистов. Согласно демографическим прогнозам, в России спрос на высшее образование будет падать, а в Индии и Китае расти. Возможности государства повлиять на ситуацию в высшем образовании в странах БРИК также различаются. В Индии и Бразилии образовательная политика зависит от общественных настроений, а в Китае могут приниматься непопулярные меры. В России, по мнению Мартина Карноя, ситуация промежуточная. 

В целом то, что высшее образование в странах БРИК становится все более массовым, — это длительный и устойчивый процесс, связанный с развитием экономики знаний и изменениями на глобальных рынках труда. Каждое государство реагирует на эти изменения в зависимости от своей экономической ситуации, особенностей исторического и культурного развития.

Принявший участие в семинаре ректор ВШЭ Ярослав Кузьминовпредположил, что высокий спрос на университетское образование в странах БРИК связан с традиционным для них неуважением к ручному труду. В Западной Европе, где еще уважают ремесло, спрос на высшее образование растет медленнее. Студенты вузов в странах БРИК хотят найти такую работу, где не требуется физический труд, где ты будешь находиться в коллективе людей с высшим образованием, где не будет серьезной трудовой дисциплины. Последнее особенно важно: те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки. Все это, разумеется, имеет самые серьезные последствия для экономик стран БРИК, в том числе для российской.

Какой в этой ситуации должна быть политика в сфере высшего образования?

По мнению Ярослава Кузьминова, университеты, где учиться сложно и откуда «двоечников» просто выгоняют, должны набирать студентов за счет государственного бюджета. А вот обучение в вузах, не относящихся к элите высшей школы, не должно быть полностью бесплатным. Студенты там учатся не столько ради профессии, сколько для социализации, и хотят тратить на это поменьше усилий, что особенно характерно для России. Если же за образование придется платить — пусть даже не полностью, а частично, то, возможно, отношение будет более ответственным. Так или иначе, вопрос о том, в какой мере плата за образование гарантирует ответственное к нему отношение, нуждается в дополнительных исследованиях, подчеркнул ректор ВШЭ.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ