Как психологический климат в школе влияет на успеваемость

Благоприятная атмосфера в школе помогает детям лучше учиться.

Как психологический климат в школе влияет на успеваемость

авторы исследования:

Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.
Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.

Дети учатся лучше, если им в школе уютно и комфортно. К росту результатов приводит «потепление» школьного климата и уменьшение у ребенка чувства отчужденности, выяснили Татьяна Чиркина и Татьяна Хавенсон в исследовании «Связь школьного климата и учебных достижений школьников». Под школьным климатом, по определению социолога Ренато Тагиури, подразумевается целый комплекс параметров. Среди них — стиль общения между детьми и педагогами, отношение учеников к школе, удовлетворенность учителей своей работой и ожидания относительно успехов обучаемых.

Коллективы, в которых есть взаимопомощь, чувство сопричастности и доверие между учениками и педагогами, добиваются лучших академических результатов. Доказывая этот тезис, авторы исследования использовали регрессионный анализ. Независимые переменные — компоненты школьного климата и социально-экономическое положение семей (СЭП) учащихся, которое измеряется профессией и уровнем образования родителей; зависимая переменная — оценки детей.

На индивидуальном уровне (уровне отдельного ученика) выяснилось, что с уменьшением чувства одиночества в школьном коллективе успеваемость ребенка растет (таб.1 приложения). То есть чувство принадлежности к школе, ощущение поддержки повышает желание учиться.

Требовательность повышает результат

Хавенсон и Чиркина выяснили, как школьный климат влияет на успеваемость целого класса, например, по математике. Оказалось, что на уровне класса успехи школьников напрямую не связаны с тем, насколько учителю математики нравится его профессия. Более значима для успеваемости оценка эффективности работы преподавателя. Учителя с высокой оценкой собственной компетенции лучше вовлекают школьников в обучение.

Еще один весомый фактор на уровне класса — ожидания педагогов (таб.1 приложения). Если они растут, то улучшаются и результаты учеников. Высокие требования со стороны преподавателей формируют самооценку школьников, степень их уверенности в себе и желание двигаться вперед. 

Социально-экономическое положение семьи ученика проявляет себя по-разному. На уровне класса его взаимосвязь с результатами по математике оказалась заметна. У детей из классов с высоким СЭП достижения выше.

Поддержка окружающих влияет на результаты учебы

Поскольку СЭП влияет на успеваемость, исследователи изучили, как факторы школьного климата действуют в классах с разным семейным бэкграундом (с низким СЭП, средним и высоким; таб. 2 и 3 приложения).

Отношения с учителями не играют значимой роли в успехах школьников с низким СЭП, выяснили Хавенсон и Чиркина. Школы, работающие с такими детьми, часто берут на себя часть функций семьи и смещают акцент с образования на воспитание. Но это в большей степени влияет на поведение детей, а не на их оценки. А вот психологический комфорт в школе оказался важен для успеваемости детей из низкоресурсных семей. Отчужденность плохо сказывается на их достижениях: такие учащиеся не чувствуют поддержки окружающих.

У детей высокоресурсных родителей на учебу влияют два фактора: степень психологического комфорта в школе и ожидания педагогов. Чем уютнее детям в школе, тем выше их результаты. Фактически это справедливо для всех школьников, какими бы средствами ни располагали их родители.

Взаимосвязь ожиданий учителей и достижений тоже логична, рассуждают исследователи. От таких учеников преподаватели ждут более высокой успеваемости. В свою очередь, большие надежды педагогов усиливают у детей желание учиться. Кроме того, этот результат означает, что в классах с благоприятным семейным бэкграундом школа выполняет свою главную функцию — дает образование.
Работа основана на репрезентативной выборке учеников восьмых и девятых классов (около 4500 детей из более чем 200 школ 42 регионов РФ). Опрос проводился в рамках «Российского лонгитюдного панельного исследования образовательных и трудовых траекторий» (см. Бюллетень Российского лонгитюдного панельного исследования образовательных и трудовых траекторий. Национальная панель: первая волна (2011– 2012)). В части анкет (2625 детей) были вопросы о психологическом климате в школе.

Также частью исследования стали международные образовательные мониторинги. В 2011 году школьники восьмых классов приняли участие в TIMSS — мониторинге качества математического и естественнонаучного образования (выборка — 4893 ученика). А в 2012 году та же аудитория участвовала в PISA — программе по оценке образовательных достижений учащихся (выборка — 4399 учеников). Это позволило выяснить семейный и школьный бэкграунд респондентов: путем опросов детей, родителей и школ.

 Приложение 1 (DOC, 46 Кб)

См. также:

Успехи учеников зависят от директора школы

Дети богатых родителей лучше учатся в школе

Социальное расслоение воспроизводится в образовании

Уровень развития территории влияет на успехи школьников

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ