Школьное образование в Великобритании. Итоги поездки по повышению квалификации сотрудников НИУ ВШЭ в Великобританию (декабрь 2011 г.)
В начале декабря нынешнего года состоялась рабочая поездка группы сотрудников Высшей школы экономики в Великобританию. В программу поездки было включено посещение образовательных учреждений, а также некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере в целом и в сфере образования в частности, территориально расположенных в Англии и Уэльсе. Последнее особо важно подчеркнуть, так как образовательная политика государства в области двух этих территорий имеет ряд принципиальных отличий.
Организационно-методическое сопровождение и сьюпервайзинг программы поездки осуществлялись профессором Колледжа учителей (theCollegeofTeachers, London) Дэвидом Хоккером.
В программу поездки входило знакомство с образцами разработки и апробации программ улучшения результатов обучения в слабых школах, посредством создания Федераций школ (на примере GipsyHillSchoolFederation, London), знакомство с национальной программой Уэльса «Schooleffectivenessframework» (на примере средней школы для мальчиков в окрестностях Кардиффа.
Наши сотрудники также посетили центр социального развития коммуны ValleyKids, негосударственной организаций, чья деятельность всецело посвящена развитию территории, через содействие школе и интеграции деятельности местной школы в процесс эффективной социализации населения.
Особым пунктом программы визита стало участие в семинаре, который проводился для руководителей школ графства Манчестер Национальным колледжем лидерства (NationalCollegeofLeadership). На семинаре была представлена пилотируемая колледжем программа «Школа помогает школе жить и развиваться» («Schooltrainsschool»). Были обозначены основные цели, задачи и перспективы развития данной программы на национальном уровне, а также представлены наиболее успешные практики.
В том, как вышеуказанная программа реализуется конкретной школой наши сотрудники смогли убедиться во время визита в AshtononMerseySchool (Манчестер). Программа визита в данное образовательное учреждение также включала подробное знакомство с системой планирования образовательных результатов выпускников, механизмов пропедевтики и коррекции этих результатов в выпускном классе и организацией системы самодиагностики и самоинспектирования деятельности школы. Данная школа также имеет статус спортивного колледжа , и соответственно богатый опыт в организации индивидуальных образовательных траектории для школьников, которые совмещают образовательный процесс с тренировками в юношеских командах футбольного клуба «Манчестер Юнайдит».
Подробнее об итогах поездки читайте в статье Ирины Груничевой «Наблюдения о школе Великобритании - Офстедцентричность и первые итоги пошаговых реформ», которая появится в ближайшее время на сайте нашей лаборатории.
Материал подготовлен Научным сотрудником Центра социально-экономического развития школы ИРО НИУ ВШЭ И.Г.Груничевой