Почему подростки списывают и как учителю этому противостоять?

Вопрос академической честности - это одна из острых тем обсуждения среди ученых и практиков по всему миру. Списывание  создает серьезные риски для достижения образовательных целей, но сейчас, когда у искусственного интеллекта появились новые возможности, эта проблема стала особенно острой. Разбираемся, что стоит за желанием списать и как школа может профилактирвать списывание.

Почему подростки списывают и как учителю этому противостоять?

 

Ученики часто списывают, а с развитием искусственного интеллекта, эта ситуация только ухудшилась. Почему так модно списывать? Как решить эту ситуацию?

Школа - это важный этап взросления. Образование в школе помогает ученикам подготовиться к успешному обучению в колледже или вузе, освоить все необходимое для того, чтобы ориентироваться в мире знаний.  

Почему ученики списывают? Исследования говорят, что ученики прибегают к списыванию, когда понимают, что их способностей получить нужную оценку не хватает, а других путей достижения не видят или по какой-то причине считают невозможными (не верят, что могу разобраться, не хватает времени, навыков, боятся задать вопрос и т.д.). Иногда ученики не интересуются предметом, но его необходимо сдать, чтобы получить оценку, а бывает и так, что ученики списывают просто потому, что многие сверстники в их окружении так делают - и здесь играет роль конформизм, страх быть исключенным из компании и т.д. (Patnayakuni, Suresh, 2022). Кстати, о том,  что почему подростки склонны подражать друг другу и как использовать эту склонность на благо их развитиямы рассказывали раньше.

Что может сделать школа? Работа может быть выстроена в нескольких направлениях. С одной стороны, можно проводить мероприятия, направленные на формирование этики академической честности: вместе с учениками разбирать этические кейсы, обсуждать проблему списывания, рассказывать об интеллектуальной собственности, плагиате и т.д (Болкунов, 2022). Важно поддерживать вовлеченность и мотивацию учеников к учебному процессу - для этого важно поддерживать самостоятельность и активность учеников, искать и создавать возможности выбора (Добрякова, Юрченко, 2024). Может быть полезным разнообразить формат заданий: вводить задания, направленные на развитие универсальных компетенций (например, задания в формате 4К) - такие задания подразумевают групповую работу и часто не имеют одного правильного ответа, а поэтому и смысла списывать (Михайлова, Пинская, 2019). На сайте фонда “Вклад в будущее”собраны уже готовые сценарии таких уроков. Современные подходы к преподаванию и развитию исследовательских способностей, в рамках которых списывать не имеет смысла, часто публикуетжурнал “Исследователь”

Кроме этого, учителя могут использовать возможности искусственного интеллекта и для того, чтобы облегчить подготовку к урокам, и для того, чтобы обучать самих учеников грамотному использованию новых цифровых возможностей. Обучиться этому можно на курсах,  посвященных развитию цифровых компетенций и коммуникации в медиапространстве.Целый ряд таких курсов, например, проводит Департамент образования и науки города Москвы. А в 2023 году мы проводили на эту тему Открытый семинар по образованию,на котором педагоги и исследователи обсуждали риски и возможности, которые открывают возможности генеративного интеллекта для школьного образования. 

Большое пространство для использования цифровых возможностей открывает проектная деятельности, подготовка и проведения внеурочных мероприятий: ученики могут обучаться тому, как делать элементы дизайна с помощью ИИ, как использовать ИИ для аудио и видео-монтажа и т.д. Это поддержит естественный интерес подростков ко всему новому и технологичному, но научит понимать, как пользоваться возможностями этично и без вреда для учебных достижений. 


Отвечая на вопрос мы использовали источники:

  • Patnayakuni Anitha, D. S. S. (2022). Experimental investigation of cheating behavior and qualitative analysis of antecedents of academic dishonesty among school students. Journal of Positive School Psychology, 2506-2515.

  • Болкунов Игорь Алексеевич Списывание в школе: причины, параметры, способы снижения масштабов// Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spisyvanie-v-shkole-prichiny-parametry-sposoby-snizheniya-masshtabov (дата обращения: 01.07.2024).

  • Добрякова Мария Сергеевна, Юрченко Олеся Викторовна Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности // Вопросы образования. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-shkolnika-bariery-i-stimuly-k-aktivnoy-samostoyatelnosti (дата обращения: 01.07.2024).

  • Пинская, М. А., Михайлова, А. М. (2019). Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Корпорация “Российский учебник”, 76 с.