Возможности подростков по использованию мобильных технологий игнорируются школой
Диана Королева, аспирант 3-го года обучения Института образования ВШЭ, на конференции об использовании компьютеров в образовании в Риме получила награду в номинации «Лучшее диссертационное исследование», за которую соревновались около ста аспирантов из разных стран.
Диана Королева проходит аспирантскую стажировку в Италии — в Генуе, в исследовательском центре, специализирующемся на современных технологиях в образовании. В рамках стажировки она подала заявку на участие в 8-й международной конференции в Риме, посвященной использованию компьютеров в образовании (8th International Conference on Computer Supported Education — CSEDU), которая состоялась в конце апреля.
Помимо традиционных для таких конференций работы по секциям, семинаров и воркошопов, в программе был предусмотрен конкурс для аспирантов — студентов программ PhD (Doctoral Consortium). Около ста человек представили рефераты с изложением основных идей и методологии будущей диссертации, на каждый реферат писали отзывы два эксперта. Авторы лучших работ (порядка пятнадцати человек из разных стран Европы и Америки) были приглашены на очный тур, где их презентации оценивала международная комиссия.
Диана Королева пишет диссертацию на тему «Использование мобильных технологий и социальных сетей в образовании» (ее научный руководитель — Катерина Поливанова), предзащита запланирована на осень 2016 года. В своем реферате она рассказала о третьей волне информатизации образования в России. Первая волна — это компьютеризация школ в конце 1980-х годов, вторая волна — обновление компьютерного парка в начале 2000-х. Обе эти волны запущены государством, сопровождались повышением квалификацией учителей и изменением образовательных программ, а третья волна, которую мы наблюдаем сейчас, — стихийная. Практически у каждого ученика в классе есть с собой гаджет, дети пользуются Интернетом, используют сервисы социальных сетей.
И хотя современные учителя уже общаются с детьми по электронной почте и в соцсетях, периодически задают домашние задания, которые необходимо выполнять онлайн или с использованием интернет-сервисов, школа остается крайне консервативным институтом, отмечает Диана Королева. Система образования в России нечувствительна к быстро меняющимся технологиям, использование только традиционных методик и игнорирование новых существенно препятствует модернизации, при этом у государства нет однозначной позиции на этот счет. Учителя не получают достаточной поддержки для использования новых образовательных технологий.
«На презентации я рассказала об исследовании московских школьников, в котором принимали участие более 3 тысяч человек в возрасте от 16 до 18 лет, причем комиссия была удивлена масштабом исследования — ведь для европейских PhD нормальной считается выборка порядка ста человек, — рассказывает Диана Королева. — Дети отвечали на вопросы об использовании гаджетов в жизни и в учебном процессе. Их ответы показывают, что новые технологии ими используются и для развлечения, и для обучения, но в последнем случае — без участия учителя. Коллеги из других стран отметили, что этот тренд характерен не только для российского образования — такая же ситуация во всем мире, но изменить ее пока не удается».
Королева Диана Олеговна
Аналитик Центра развития лидерства в образовании
Поливанова Катерина Николаевна
Профессор Департамента образовательных программ