• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Институте образования с успехом прошел Симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»

17 ноября 2016 года исполнилось 120 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского, всемирно известного советского психолога, внесшего огромный вклад в психологию, педагогику и дефектологию. К юбилею классика было приурочено проведение Международного конгресса, в рамках которого состоялись несколько конференций и Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство».Симпозиум, состоявшийся в Институте образования, был нацелен на формирование пространства для диалога внутри российского и международного психолого-педагогического сообщества, актуализацию теоретико-методологических оснований в области современного детства.


Основными задачами симпозиума стали анализ и обсуждение представлений о ребенке, детстве и взрослении, характерных для первой половины XX —  начала XXI века; рефлексия использования понятий культурно-исторической теории в современных исследованиях детства и взросления. Ключевыми докладчиками мероприятия были выдающиеся специалисты в области культурно-исторической психологии и исследований современного детства: профессор Оливер Робинсон (Prof. Oliver Robinson),Великобритания; профессор Джеймс Вертч (Prof. J.V. Wertsch), США); профессор Малколм Джон Рид (Prof. Malcolm John Reed), Великобритания; профессор Франк Фьюреди (Prof. Frank Furedi), Великобритания; а также профессора В.В. Рубцов, К.Н.Поливанова, Б.Д.Эльконин.

Своими впечатлениями о симпозиуме делится Катрин Арно1.

«Симпозиум собрал гостей и участников из Канады, Кении, США, Великобритании, Италии, Финляндии, Болгарии и Австралии. Докладчиков и участников было так много, что пришлось организовать пленумы и круглые столы параллельно. Это, наверное, был единственный момент, на который досадовали участники, — ведь побывать хотелось одновременно везде.

Иностранные гости отметили прекрасную организацию мероприятия. По словам доцента Мари Арсалиду из Канады, на нее произвело большое впечатление разнообразие тем докладов: «Люди изучают детей с самого рождения − их жизнь, поведение. Выготский был пионером в изучении детей. Для него когнитивное развитие было важно, и он понимал, что мы должны изучать, как дети становятся взрослыми. Мне кажется, это важно для понимания, кто такой человек, как мы становимся теми людьми, кто мы есть».

Студент-магистрант Олеся оценила хорошую организацию, большое количество интересных докладов и особенно – выступление И. Корепановой о европейском опыте развивающих детских площадок, которым она буквально заслушалась. Олесе понравились поставленные вопросы и большая исследовательская база.

Исследования, результаты которых  были представлены, оказались интересны не только разнообразием тем, но и источников. Как подчеркнул Петр Сафронов, академический руководитель образовательной программы «Доказательная образовательная политика», в расчет брались источники, доселе не сильно принимаемые во внимание: дневники и записки самих детей, преподавателей, а также кинематограф.

В рамках круглого стола «Эрозия нормы» рассматривалось не только отличие взрослой и детсткой жизни, которое в последнее время, конечно, сглаживается, но и научное и обыденное знание о детях, носителями которого выступают родители. Этой теме был посвящен доклад научного сотрудника Центра современного детства Яны Козьминой. Как подчеркнул ведущий круглого стола Петр Сафронов, это «странный разрыв между ожиданиями родителей большой успешности и практиками, которые программируют детей на неуспешность, учат их строго следовать правилам и замыкаться».

Второй день симпозиума прошел под знаком «нового»: новые среды взросления и игровые пространства, такие как «Кидзания» или «Город мастеров», и современные технологии обсуждались на параллельных пленумах.

Диана Королева, научный сотрудник Центра исследований современного детства, специалист по инновациям в образовании, была рада отметить, что сегодня жизнь подростков уже не делится строго на хорошую – оффлайн и неправильную – онлайн. Эта жизнь проходит параллельно, и наличие смартфонов делает эту задачу привычной и простой. В рамках круглого стола обсуждались особенности использования социальных сетей подростками и даже классификация селфи.

Но говорили на симпозиуме не только о современном детстве: так, Мария Гальмарини-Кабала, профессор истории из США, представила доклад «Психически больные дети: войны, медицинская диагностика и повседневная жизнь психиатрических учреждений 1920-х годов». Удивительным  и интересным для многих присутствующих оказался исторический факт, что эти заведения в СССР были неподотчетны советской власти.

Не остались в стороне и проблемы: Е.Н. Волкова рассказала об исторических аспектах насилия и жестокого обращения с детьми, упомянув вину живучего мифа о пользе телесных наказаний. Урбанист Петр Иванов на примере Калининграда описал неудачность застройки домов вплотную, при котором не остается мест для общественных детских площадок. А директор школы Михаил Лебедев описал подробное исследование, в котором удалось выявить различия в проведении досуга отличников и троечников. Но проблемы на то и проблемы, чтобы их решать — так, в теме борьбы с детским насилием сегодня большие успехи: есть методы работы, которые приносят свои результаты, а к насилию теперь относится не только физическое воздействие, но и психологическое, а также буллинг. В мэрию Калининграда исследователи отправили подробный план с предложениями, а что с троечниками? Как выяснилось, тут могут помочь дополнительные занятия. Наличие даже одно дополнительного занятия помимо школы позволяет ребенку подтянуться в учебе. Точные причины этой связи еще предстоит выяснить, однако воспользоваться этими знаниями можно уже сейчас.

В рамках симпозиума, в самом финале заключительного дня, были озвучены итоги конкурса студенческих эссе "Выготский и современность", и победители получили свои награды. Катерина Поливанова, входившая в жюри, подчеркнула, что на конкурс были поданы более ста работ, и особенно радостно от того, что некоторые авторы проявили творческий и нестандарстный подход в подаче материала.

Катерина Поливанова не только открывала и закрывала симпозиум, но была все дни нарасхват – так много было желающих обсудить результаты выступлений, предложить сотрудничество и, конечно же,  сфотографироваться с ней на фоне эмблемы симпозиума.

Организаторы симпозиума отметили, что тема  детства сегодня интересна и актуальна. И не только исследователям наследия Выготского, но и ученым, занимающимся вполне современной повесткой. Однако нужно понимать, что перспектива исследований детства – междисциплинарная, и предполагает в этой связи сотрудничество историков, социологов и антропологов. именно такая пложотворная встреча и случилось на симпозиуме».


1 Фотографии симпозиума также предоставлены Катрин Арно