Особенности взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями) обучающихся и воспитанников

В 2016 году Центром исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ при поддержке Департамента образования города Москвы было проведено исследование, целью которого было изучение запроса родителей (законных представителей) к образовательным учреждениям в плане организации коммуникации.
В настоящее время все отчетливее осознается роль семьи в образовании детей и родительского участия в образовательном процессе. Зарубежные исследования образовательной практики выявили положительную зависимость результатов обучения и эффективности работы школ от вовлеченности родителей в образование. Также, родительский интерес и вовлеченность положительно влияют на поведение в классе, мотивацию, самооценку и интерес ребенка к школе, способствуют моральному и нравственному развитию педагогов, помогают им лучше понимать детей.
Проведенное нами исследование запроса родителей (законных представителей) к школе показало, что коммуникационные потребности современных родителей весьма разнообразны и иногда противоречат друг другу. В связи с этим школа должна применять индивидуальный подход в работе с семьями учащихся. Используемые школой средства и каналы коммуникации зачастую воспринимаются родителями как формальные. Они подчеркивают важность и действенность личного контакта с классным руководителем. Как следствие, возрастает ответственность и требования к коммуникативным компетенциям педагогов.
В своих интервью представители школ – администраторы и педагоги – отмечают, что проблемы во взаимодействии школы и семьи являются прямым следствием дефицита общения родителей со школой и учителями. Процесс коммуникации с родителями должен быть регулярным. Проблемы возникают у тех школ, которые это правило не соблюдают. Школы вроде бы «открыты», но элементарно сесть и пообщаться с родителями не принято. Не происходит личного контакта, который так необходим современным родителям, большинство из которых не успели перестроиться в онлайн режим. Еще одной причиной, усложняющей взаимодействие, являются негативные установки родителей по отношению к школе и учителям, негативный имидж школы, формируемый, в том числе, и СМИ.
Представители школ подчеркивают, что многие проблемы разрешаются, когда о них начинают говорить. Со стороны школы для этого требуются активные, неравнодушные педагоги с развитыми коммуникативными компетенциями и грамотная административная политика, которая именно таким сотрудникам доверяет классное руководство.
Родителям оптимизировать взаимодействие со школой помогут:
·     повышение правовой грамотности. Сюда входит изучение собственных прав и обязанностей, как участников образовательного процесса, а также прав и обязанностей детей и школы;
·     знание особенностей современных родителей и детей: увеличение разнообразия траекторий детского развития, возрастающая роль виртуальных средств в овладении детьми культурой, повышенные требования и ответственность родителей за детей и др.;
·     активное освоение существующих переговорных площадок школы, выбор для себя наиболее оптимальной.