Конференции «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества» и «Семья и дети в современном мире». Обсуждение проблематики поддержки семьи и родителей в научно-практическом контексте

12-15 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге прошло два значимых мероприятия по теме поддержки родительства и семьи. 12 апреля состоялось заключительное пленарное заседание межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества", 13-15 апреля проходила Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире». Научные сотрудники Института образования Мария Новикова и Анастасия Нисская представили доклады на конференции «Семья и дети в современном мире»

С 16 марта по 12 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге проходила межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества». Заседания секций проходили на выездных площадках на протяжении почти целого месяца, 12 апреля состоялось пленарное заседание, завершающее конференцию. Оно началось с выступления модератора конференции, Артура Александровича Реана, председателя Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академика РАО, доктор психологических наук, профессора. Темой его доклада стало Укрепление института семьи: проблемы и подходы к решению.

Также в работе пленарного заседания приняли участие с докладами представители практики психолого-педагогической сферы, прибывшие из разных регионов нашей страны. Обсуждались такие важные на сегодняшний момент проблемы, как взаимодействие семьи и учебного заведения в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья; возможности школы и детского сада в проведении различных проектов, направленных на повышение знаний детей об истории своей семьи, укрепление в них семейных ценностей. Отдельной важной темой стало обсуждение того, насколько современные дети и подростки в целом разделяют традиционные семейные ценности, а также того, в каком виде работа над их трансляцией может стать частью школьной программы. Так, коллеги из Башкортостана рассказали о реализации региональных проектов по работе с семьей: в 10 школах г. Уфы и в 6 школах г.Югры проводятся занятия по теме «Семьеведение». Коллеги представили результаты исследования, отражающего влияние участия в этом курсе, как на самих школьников, так и на родителей и педагогов.

13-15 апреля 2017 года прошла Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире», организованная Министерством образования и науки РФ, Российской академией образования, Научно-координационным советом РАО по вопросам семьи и детства, Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена, Институтом образования НИУ ВШЭ, Российским психологическим обществом и федеральным проектом «Крепкая семья».

Конференция была посвящена широкому кругу вопросов, связанных с изучением и поддержкой современных детей и их родителей. Спикеры затронули такие значимые темы как изменение структуры и функций семьи, профилактика суицидального поведения, практики работы с детьми с ОВЗ, приемы повышения сплоченности семьи, эффективно реализуемые в образовательных учреждениях и общественных организациях и т.д.

Научные сотрудники Института образования А.К. Нисская и М.А. Новикова приняли участие в работе конференции и представили доклады, освещающие результаты работы в сфере благополучия семьи и детей.

А.К. Нисская рассказала о результатах исследования запроса родителей к дошкольному образованию, их представлений о его задачах и факторов удовлетворенности. Сообщение вызвало большой интерес коллег (как исследователей, так и руководителей и педагогов дошкольных учреждений). Наибольший резонанс вызвала предложенная типология родительского запроса.

М.А. Новикова сделала сообщение, в котором раскрывалась типология семей, желающих принять на воспитание ребенка из детского дома; также она познакомила слушателей с наиболее часто встречающимися затруднениями в вопросах воспитания и развития детей, с которыми сталкиваются современные родители и тем запросом, который они предъявляют современным образовательными программам для родителей. В наибольшей степени участников секции заинтересовало, семьи с какими характеристиками лучше всего справляются, взяв ребенка, и характеризуются наименьшим количеством вторичных возвратов. Большую включенность в обсуждение проявила иностранная гостья конференции, Ilze Erner, профессор, заведующая кафедрой «Поведение человека» Колледжа Хантера, City University of New York, которая сама является фостерным родителем.

В результате были установлены рабочие контакты с РПГУ им. Герцена  и Смоленским Государственным университетом.