Образовательные программы для родителей представлены в РАО
В своем докладе директор Центра исследований современного детства К.Н. Поливанова рассказала о социальной ситуации, в которой родители воспитывают детей сегодня: о малодетности и повторнобрачных семьях, а также о появлении разнообразных теоретически фундированных моделей родительства, дающих основания для различных и порой крайне противоречивых практических рекомендаций. Было отмечено, что запрос родителей на дополнительную информацию о воспитании детей проявляется не только в появлении новых журналов и порталов в интернете, ориентированных именно на родителей, но и в появлении новых областей экспертизы (например, консультантов по грудному вскармливанию или слингоношению), а также в недоверии традиционным источникам знаний о родительстве – прародителям, врачам, педагогам. Все это характеризует современную ситуацию, в которой образовательные программы для родителей продолжают активно развиваться, подстраиваясь под изменившиеся нужды родителей.
Выступление Е.В. Сивак, научного сотрудника Центра, было посвящено результатам серии эмпирических исследований, включавших, как серию глубинных интервью, так и анкетирование более 2000 матерей и отцов, проживающих в городской местности (опрос был проведен в 2016 году и включал жителей городов-миллионников, средних и малых городов РФ). По результатам исследований можно говорить о том, что в целом городские родители довольно хорошо информированы о воспитании детей: они используют различные источники информации, часто обсуждают возникающие проблемы с родными и близкими, активно общаются в интернете. Однако ряд сложностей не удается решить лишь при помощи получения знаний и информации о воспитании. Так, родители беспокоятся о правильности выбранных методов воспитания и особенно остро переживают невозможность проследить долгосрочный эффект от своих действий и понять, как именно то или иное событие повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Такой эффект был назван исследователями эффектом «несомасштабности», так как конкретные, повседневные действия по воспитанию ребенка здесь и сейчас практически невозможно соотнести с масштабными и отсроченными эффектами в будущем, о которых тревожатся родители. Все это приводит к тому, что по результатам анкетирования, около 20% опрошенных респондентов чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания и заинтересованы в поддержке в данных вопросах.
А.К. Нисская, научный сотрудник Центра, в заключение рассказала о важных принципах выстраивания психологической работы с родительской аудиторией. Во-первых, учитывая довольно высокий уровень информированности и образованности родителей, необходимо уделять особое внимание их личностной позиции и личностным ресурсам (переживаниям, связанным с включением родительской роли в свою жизнь, самоэффективности – вере в то, что родитель сможет справиться с возможными сложностями, ответственности и т.д.). Во-вторых, важно помнить, что при разработке образовательных программ для родителей речь идет об образовании взрослых людей. Такая ситуация предполагает выстраивание взаимоотношений «на равных», когда ведущий занятий, курсов и тренингов выстраивает отношения сотворчества и взаимного обмена успешным опытом.
После основного доклада состоялась дискуссия, в ходе которой члены Совета поддержали важность как проведения научных исследований педагогической культуры и практики родителей, так и разработку образовательных программ для родителей как перспективной формы поддержки семьи.
Заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, профессор В.В. Сериков обратил внимание на то, что достоинством представленного исследования является внимание к месту семьи в развитии и образовании ребенка. Без учета этих представлений и сотрудничества школы с семьей педагогическая деятельность сегодня не может быть эффективной.
Заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской области М.Г. Сидухина подчеркнула, что невозможно представить воспитанного ребенка без воспитанного взрослого. Она указала, что при построении систем поддержки родителей необходимо учитывать и национальные особенности семьи, и критические периоды онтогенеза ребенка. Также Марина Геннадьевна предложила ввести раздел, посвященный образованию родителей в концепцию, разрабатываемую в рамках стратегической программы «Десятилетие детства».
Декан факультета журналистики МГУ, профессор Е.Л. Вартанова положительно оценила исследование и предложила обратить внимание на такую важную составляющую родительских компетенций как медиаграмотность.
Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Орловского областного Совета народных депутатов Е.В. Астахова в своем выступлении затронула тему влияния СМИ на формирование представлений о семье в небольших городах. На примере печатных изданий и радиопрограмм г. Орла она рассказала об их просветительском потенциале. Было показано, как может происходить знакомство с законопроектами, касающимися семьи и детства, информирование о семейных мероприятиях, проходящих в городе, об успехах детей и их семей, а также об успешной практике участия во всероссийских конкурсах «Город детей - город семей», «Дети разные важны».
Представитель Южного федерального университета Е.М. Ковш представила созвучный опыт организации Детского и Родительского университетов, осуществленные под руководством Донского Государственного технического университета. Данная практика позволяет привлекать специалистов из различных университетов региона для образовательной работы с детьми разного возраста. Одновременно осуществляется просвещение родителей «маленьких студентов». В будущем году планируется расширение работы, в том числе и за счет внедрения инклюзивного компонента.
Президент РАО Л.А. Вербицкая также положительно отозвалась о представленном исследовании, обратив внимание на значение общего культурного развития современных родителей, в том числе и в сфере лингвистики.
Подводя итог заседания, председатель Совета профессор А.А. Реан сказал о несомненной важности работы с родителями и семьей в целом. Артур Александрович констатировал, что у данного направления существует еще много возможностей для развития, это работа с педагогической и цифровой грамотностью родителей, изучение региональной и этнической специфики проблем воспитания и многое другое. Центром же любой работы с родителями должна оставаться уважительная, партнерская позиция, ориентация на сотрудничество и учет имеющегося опыта семьи.
Реан Артур Александрович
Сивак Елизавета Викторовна