Мифы о "поколении Z"

В серии "Современная аналитика образования" вышел доклад Наталии Богачевой и Елизаветы Сивак "Мифы о поколении Z". В тексте рассматриваются наиболее устойчивые, распространенные и претендующие на универсальность представления о поколении современных подростков (так называемом «поколении Z»). Цель работы — проанализировать, насколько обоснованы эти представления и выделение современных подростков в отдельное поколение. Авторы работы показывают, что ряд приписываемых подросткам особенностей (как, например, снижение способности мыслить критически) не подтверждены данными, или же результаты исследований противоречивы; что некоторые особенности присущи подросткам в целом (например, более низкий, чем у взрослых, уровень развития произвольного внимания) и не уникальны для «поколения Z»; что отдельные характеристики являются, скорее, реакцией на современную среду (многозадачность) и характерны как для взрослых, так и для подростков. Таким образом, сегодня нельзя с уверенностью делать выводы о поколенческой специфике современных подростков: особенности поведения, установок, ценностей могут быть обусловлены средой или возрастом и измениться по мере взросления.