Новые публикации сотрудников Центра о дополнительном образовании школьников

За последний год у сотрудников Центра вышло две важные статьи о дополнительном образовании школьников: «Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей» и «Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты»

Дополнительное образование (занятие иностранными языками, рисование, спортивные секции и т.п.) — это традиционный способом структурировать детский досуг, который развивает у ребёнка новые навыки, даёт возможность безопасного времяпрепровождение и общения со сверстниками и взрослыми. Например, в Москве занятия дополнительного образования посещают около 80% школьников.

В первой статье авторами были проведено 20 интервью с родителями и сформированы три типа вовлеченности в дополнительное образование детей — высокий, мерцающий и низкий. В опрошенных семьях с высоким социально-экономическим статусом родители чаще всего: либо насыщали досуг ребёнка наибольшим количеством занятий — «для будущих успехов» и «работы над собой», либо придерживались стратегии оптимального насыщения — чтобы ребенок получал от занятий удовольствие и не перенасыщался. Такие стратегии были обозначены как «высокий тип вовлеченности».

Некоторые родители сообщали, что дети в момент опроса не посещали кружки, но имели разнообразный опыт посещения занятий — такой тип вовлеченности был назван «мерцающим». У детей из семей с такой стратегией может быть шире кругозор и опыт взаимодействия с разными преподавателями и детьми, однако опыта длительного погружения в конкретное занятие у них нет.

Низкая вовлеченность в дополнительное образование может указывать на разного рода неблагополучие — низкий социально-экономический статус семьи, сложности с состоянием ребёнка или отсутствие ценности образования.

Во втором исследовании, которому посвящена статья «Дополнительное образование школьников: функции, родительское стратегии, ожидаемые результаты», было использовано два метода — интервью и анкетные опросы родителей учащихся 2-10 классов. Исследователи выделили две функции дополнительного образования — компенсирующую и развивающую. Развивающая функция в свою очередь может быть  ориентирована как на развитие «гибких» навыков, т.е. метапредметных компетенций, так и на получение «жестких» навыков, т.е. специальных знаний в институциональных рамках.

При выборе занятий родители также действуют по-разному — например, спорт некоторые семьи рассматривают как серьезное занятие, позволяющее получить навыки и достижения, а другие — как способ поддержания психологического и физического здоровья. Изучение языков тоже может иметь под собой разные мотивы— английский может изучаться для обучения за границей и построения успешной карьеры, а изучение других языков, например, японского — может быть развитием других компетенций, не связанных с предметами. 

Также исследователи отметили, что для тех, кто выбираем «жесткие» навыки важно институционализированное подтверждение занятий — свидетельства об окончании музыкальной или художественной школы, разряд по плаванию. 

Со статьями можно ознакомиться по ссылкам: 

https://vo.hse.ru/2019--2/288261622.html

http://psyjournals.ru/files/95835/pse_2018_n4_Bochaver_Verbilovich_et_al.pdf