Презентация монографии «Материнство: новые дискурсы, проблемы и практики»
Не так давно в издательском доме НИУ ВШЭ вышла монография, посвященная материнству. Авторы книги ставят вопрос трансформации семьи, родительства, отношения к практикам воспитания, принятых в старшем поколении. 12 марта в рамках «Открытых семинаров по образованию» пройдет презентация этой монографии. В преддверии этого события мы поговорили с Катериной Николаевной Поливановой о том, как строилась работа над монографией и чему будет посвящен ближайший семинар.
Обычно исследователи работают над статьями. Есть ли разница между статьей и монографией?
В монографии обобщается серия частных исследований. Т.е. монография дает возможность представить целостный взгляд на проблему, которой она посвящена. Это научное высказывание.
Имеет ли смысл публиковать монографии? В чем задача этой формы публикации?
Строго говоря, это немодная форма презентации научных результатов. Но монография действительно дает возможность высказаться и заявить свою научную позицию. Если публикуется статья, максимум, что я как читатель могу ответить, пусть мысленно, это оценить точность и корректность проведенного исследования. За исключением статей, в которых получены какие-то прорывные результаты. А монография дает возможность задуматься — и авторам, и читателям .
Почему именно материнство? А что же отцы?
Тут объяснение очень простое: отцы реже принимают участие в исследованиях. Но это очень интересно, как современные отцы становятся полноценными родителями. Я думаю, такие исследования впереди. Хотя, чтобы быть точной, скажу, что у нас в книге есть данные и об отцах.
Как возникла идея этой книги? Кто стал ее идейным вдохновителем?
Трудный вопрос. У нас был внешний заказчик, мы разрабатывали программы для родителей. Это потребовало исследований; занимаясь детством, мы постоянно сталкиваемся с «новым» родительством. Оказалось, например, что просвещение родителей, столь популярное у психологов, образованным родителям не очень нужно, они все могут прочитать сами, и уже прочли. А вот тренинговый формат — гораздо более интересная форма коммуникации с родителями. Поэтому я бы сказала, что драйвер исследования менялся по ходу дела.
Было ли что-то, что не поместилось, не вошло в книгу?
Из того, что было уже сделано на момент составления текста, вошло все. Другое дело, что много планов и идей остаются пока в «портфеле».
Кто ваш читатель? Кому бы вы адресовали книгу?
Монографии всегда адресованы коллегам-профессионалам. И почти всегда в аннотации можно найти «адресовано широкому кругу читателей», но обычно в этих словах есть элемент лукавства. В нашем случае, поскольку книга про материнство, я думаю, самим родителям будет любопытно почитать. Но вообще это книга про социальные трансформации в обществе, родительство — это своеобразный субстрат этих трансформаций, поэтому книга будет интересна специалистам в области социальных наук.
Какую реакцию читателей вы ожидаете? Какая реакция вас бы порадовала?
Я всегда ожидаю конструктивный разговор про то, что написано в книге. Увы, крайне редко такая реакция встречается. Для меня реакция — это взгляд из другого научного поля, но именно на то, что есть в книге. Допустим, комментарий антрополога или демографа. Но, конечно, меня порадуют восторженные отзывы.
Когда вы работали над монографией, это как-то изменило вашу жизнь? Было ли что-то, что вас удивило, заинтересовало, дало толчок к новым идеям и размышлениям?
Когда мы апробировали программы для родителей — задания, упражнения — меня поразило, насколько обучение в формате тренинга затрагивает эмоциональную сферу и ведущих, и обучающихся. Многие моменты я помню до сих пор. И понимаю, насколько привычное обучение устарело.
Как развиваются идеи сейчас? Что сейчас вас увлекает и интересует?
Мы сегодня понимаем, что родители становятся едва ли не самыми главными акторами на поле образования. Причем само образование продолжает делать вид, что все по-старому. Поэтому интересно, например, семейное образование, интересно, как родители конфигурируют образование своих детей, даже если те остаются в школе. Это «распаковка» образования, а драйверами этого процесса являются, на наш взгляд, именно родители.
Приложима ли наука к такой широкой сфере как материнство? Как можно научными методами изучать материнство?
Думаю, да. Если ставить точные исследовательские вопросы.
Есть ли у книги ключевая идея? Появилась ли она сразу и изменялась ли по мере работы над книгой?
Современный родитель не знает, в каком мире предстоит жить его ребенку. Такого раньше не было. Раньше передавали опыт, который оказался полезным предыдущим поколениям. А сегодня «пойди туда, не знаю куда...» Поэтому главное — не учиться навыкам и компетентностям, а верить в собственные силы. А.Бандура назвал эту веру самоэффективностью. Вот про это наша книжка.
Чему вы хотите посвятить презентацию книги? О чем будет ближайший семинар?
Я думаю, мы будем говорить об инфраструктуре взросления, которую создают родители. Стало быть, на первый план выходит взаимодействие разных институтов и персон, вовлеченных в детство.
Отличается ли ваша позиция от общепринятой? Или монография отражает современные тренды?
Если говорить о научном поле, то, скорее, да, мы в тренде. Но разговор, например, об интенсивном родительстве противоречит расхожему обывательскому представлению о том, что родители пытаются отстраниться от воспитания своих детей. Так что отвечу вопросом на вопрос: а каковы современные тренды.
О чем будет ваша следующая монография?
Тут ответить легче всего: о самостоятельности. Мы уже представили рукопись в издательство. Но и там будет много о родителях.
Семинар-презентация монографии состоится 12-го марта в 16:00 в рамках «Открытых семинаров» по образованию НИУ ВШЭ в Институте образования (Потаповский переулок, 16с10). Зарегистрируйтесь, чтобы принять участие.