Пост-релиз по итогам панельной дискуссии "Новый взгляд на успех. Развитие потенциала человека как путь к самореализации"
Ответы спикеров на ключевой вопрос, что значит быть успешным сегодня, как будто повторяют тенденцию сосуществования современных и традиционных представлений о ребенке, школе, образовании и успехе.
Катерина Поливанова в рассуждениях подчеркивала невидимые и пока не ярко выраженные симптомы современности на примерах близких её профессиональным интересам.
«Наряду со словом успех, все чаще стали говорить о благополучии. А это та цена, которую нужно заплатить за успех. Стоит ли успех моих тревог, выгорания, бессонницы? Но ключевое, это изменения связи маркеров успеха и возраста. Если раньше прослеживалась тенденция: в 30 лет у человека должно быть то-то, к 50 – еще больше и тд. Сегодня достижения человека обнуляются либо обстоятельствами, либо человек по своей инициативе делает это. Траекторий очень много. Перед человеком сегодня много возможностей. Что касается детей и подростков, сегодня успех все меньше связан с получением одобрения со стороны родителей, педагогов, а в большей степени с саморазвитием, с личными достижениями. Успех извне, социальный, одобряемый сменяется успехом внутренним, личным. И это сильно усложняет работу системы образования».
Другим фактором, усложняющим работу школы, стали родители. По словам Ефима Рачевского, современные родители стали трепетнее относиться к успеху своих детей. Для родителей ребенок сегодня это объект серьезных инвестиций. Так как ребенок стал абсолютной ценностью и портфель этот требует немало вложений, необходимы знания и компетенции для получения дивидендов. Поэтому школа не поспевает за современными родителями.
Слепые зоны системы образования проявляются все чаще. Образование не поспевает за родителями, не отвечает на вызовы современности, готовит к тому, что невозможно спрогнозировать и запланировать. Сегодня на повестке обсуждение модели вероятностного, а не гарантированного результата школьного образования. Все заметнее люди меняют ожидания от образования, все чаще согласны на пробы и откаты, смену траекторий и обнуление своих карьерных треков. Это и есть благополучное, не выстраданное образование.
Идея пробы как образовательная технология оказалась популярна среди спикеров. Она вписывается в идею успешного и благополучного образования. Единогласно спикеры подчеркивали, что важны открытые и широкие возможности для изменения своего профессионального пути. И сегодня они есть. Например, геймификация в образовании. По мысли Ефима Рачевского, игра хоть и компьютерная - это условие для развития способности принимать самостоятельное решение, это возможность научиться с помощью проб и ошибок. Популярность СПО также подсвечивает тенденцию к пробе, в том числе профессиональной. Подростки хотят попробовать реальную, взрослую жизнь на вкус.
Пробовать себя в СПО, погружаться в профессию в вузе, учиться новому не только в рамках формального образования, получать удовольствие от нового опыта, путешествий, посещения выставок, музеев – все эти примеры находят отражение в исследованиях, посвященных life long learning, leisure education.
Катерина Поливанова: «В середине века при подготовке ребенка нам было понятно, к чему готовить. Сегодня задачка- искать себя, не останавливаясь. Мы не знаем, к чему готовить. Единственное, что мы можем, это пробовать и понимать, что получается, что нет, рефлексировать».
С другой стороны, были озвучены и классические представления об успехе и роли образования в нем. Дмитрий Ливанов и Ефим Рачевский стояли на позиции, что за каждым успехом стоят усилия, что процесс обучения это труд, это стресс, это страдание. И зал поддерживал их апплодисментами. Не могли не вспомнить классический анекдот про ленивого и счастливого туземца как антипример для всей системы образования, которая не приемлет лень, безделье, нежелание достигать. Не такого результата она ждет от детей и молодежи.
С полной записью можно ознакомиться по ссылке.