Оценка социальных и эмоциональных навыков в школе: ESP
Новости
С 16 по 30 апреля состоялась апробация инструмента по оценке социальных и эмоциональных навыков в школе, разработанного в рамках международного исследования SSES. В апробации приняли участие около 700 детей 10 и 15 лет из 8 школ. Тестирование проходило онлайн. Цель апробации – оценить качество разработанного опросника, а не навыки учащихся. Помимо характеристик вопросов оценивалось и качество перевода, и процедура проведения тестирования. Младшие участники апробации с интересом и видимым удовольствием заполняли опросник. Многие отметили, что им очень понравился тест, и что он заставил их подумать о вещах, о которых они никогда бы иначе не задумались. Учащиеся 15 лет были более сдержаны в своих комментариях, однако также отметили, что тест нестандартный и заставляет «посмотреть внутрь себя». В целом обратная связь от учащихся очень положительная, однако были и трудные моменты. Например, 10-летние школьники нашли некоторые вопросы сложными для понимания. Такие слова как «воодушевление» и «энтузиазм» ещё не знакомы детям в этом возрасте. Основываясь на психометрических характеристиках вопросов и комментариях школьников инструмент будет доработан и подготовлен к проведению следующего пилотного этапа исследования.
20-21 ноября 2017 года и 8-9 марта 2018 года прошли встречи рабочей группы национальных координаторов международного проекта по оценке социальных и эмоциональных навыков SSES в ОЭСР, Париж. Команда Центра мониторинга качества образования представляла на них Россию. На встречах обсуждался дизайн исследования, теоретическая рамка, конструкты, которые будут измерены в ходе исследования. Также на встрече была обговорена процедура апробации исследования, была возможность задать вопросы и прояснить нюансы процедуры. Следующая встреча состоится в ноябре 2018, к этому моменту уже будут получены результаты апробации и пилотного исследования.
О проекте
Успехи человека в карьере, достижении долгосрочных целей и его социальная интеграция, зависят не только от интеллекта, но и от личностных особенностей. Их развитие начинается в детстве и активно протекает в подростковом возрасте. По данным исследований, от того, насколько успешно оно проходит, зависят, в частности, шансы подростка успешно закончить вуз, преуспеть в выбранной профессии, создать семью, жить, не нарушая законов, преодолеть соблазны химических зависимостей и другие социально важные последствия.
В России, несмотря на то, что ФГОС школьного образования включают личностные образовательные результаты, их систематическая оценка в массовой школьной практике не проводится. Российская психология создает инструменты их оценки либо в рамках конкретных педагогических систем, либо для решения практических задач в системе образования применяется исследовательский инструментарий, изначально создававшийся с другими целями. Кроме того, они не имеют четкого описания в рамках образовательных стандартов, понятного для участников образовательного процесса, поэтому личностные образовательные результаты не попадают в приоритетные направления работы учителя.
Исследование, реализуемое Высшей школой экономики совместно с Благотворительным Фондом «Вклад в будущее», направлено на выявление социальных и личностных особенностей, определяющих благополучие и социальный прогресс человека, которые могут быть развиты в рамках образовательных систем; понять, как школа и семья определяют развитие этих особенностей и разработать рекомендации различных уровней, как их развивать.
Описанные дефициты образовательных программ и практик обучения не уникальны для отечественной школы. Разработки, направленные на трансформацию учебного процесса и оценки результатов в сторону ухода от предметных знаний и осознание важности личностного, социального и эмоционального развития, ведутся в международных масштабах. В частности, на это направлено международное сравнительное исследование ОЭСР Education and Social Progress – ESP.
Проект реализуется в трёх составляющих:
- Начальная школа
- Средняя школа (планируется в 2017/18 учебном году)
- Международное исследование