Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

На семинаре "Измерения и анализ данных в психологии и образовании" представлен инструмент для измерения прогресса в начальной школе

21 октября состоялся очередной международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ. На семинаре по теме «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» представлен инструмент для измерения прогресса в начальной школе.

Запись семинара.

Модератором семинара выступила Татьяна Николаевна Канонир, Dr.Psych. (PhD), доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Измерение прогресса в обучении в начальной школе» выступили сотрудники Центра психометрики и исследований в образовании (ЦПИО) Института образования НИУ ВШЭ Кузьмина Юлия ВладимировнаАнтипкина Инна ВениаминовнаКуликова Алена АлександровнаИванова Алина Евгеньевна во главе с директором Центра Кардановой Еленой Юрьевной.

В докладе исследователи Института образования НИУ ВШЭ рассказали о своем опыте разработки инструментов и проведения исследований, ориентированных на измерение прогресса в начальной школе. Команда сотрудников ЦПИО последовательно представила систему инструментов, охватывающих различные сферы психолого-педагогической оценки учащихся от 1 по 4 класс. Исследователи отметили, что вся система инструментов ориентирована на учителей: она предоставляет многостороннюю оценку базовых навыков учащихся по чтению и математике, фонематической грамотности, а также социально-эмоциональных навыков.

Учитель может использовать диагностику, чтобы глубже понять возможности и потребности каждого ребенка, учитывать сильные и слабые стороны в его развитии в целях индивидуализации обучения, а также планировать учебный процесс на основе точных и надежных данных.

Кроме того, докладчики затронули в своем выступлении методологические аспекты разработки и валидизации инструментов измерения, включая современные методы и технологии оценивания, обработки и шкалирования результатов (в том числе средства современной теории тестирования IRT). В завершении доклада были кратко обсуждены несколько из множества исследований, проводимых командой на базе представленной линейки измерительных инструментов.

В ходе сессии вопросов и ответов участники семинара обсудили возможности представленных инструментов для их использования в школах, специфику процедур, а также предоставляемые учителям рекомендации по итогам оценки. Дискуссанты отметили широкие возможности, которые может дать различным заинтересованным сторонам качественный измерительный инструментарий. Марина Ивановна Кузнецова, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО обратила внимание на важность использования специальных технологий измерения и соблюдение баланса между психометрическим качеством инструментов и современными педагогическими представлениями об измеряемых конструктах. Алексей Сергеевич Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ высказал пожелание о предоставлении более широкого доступа участников образовательного процесса к представленным на семинаре материалам. Андрей Ильич Подольский, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ отметил поступательное развитие исследований, проводимых командой докладчиков, ко все более широким и сложным вопросам современной психологии и педагогики.
https://mgppu.ru/news/9740


Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 18.11.2021.