Исследуйте новые инструменты — участвуйте в челлендже!

В инстаграм-канале проекта стартуют 5 недель педагогического челледжа. Каждая неделя - новый инструмент формирирующего оценивания и ваши варианты его использования. Самых активных участников ждут призы. Подробности по ссылке.

Исследуйте новые инструменты — участвуйте в челлендже!

pixabay.com

Уважаемые коллеги! У нас прошли замечательные семинары для учителей по использованию инструментов формирующего оценивания. Они вызвали большой отклик. Мы продолжаем изучать практику использования таких инструментов и приглашаем  вас принять участие в челлендже!

Елена Климова
Руководитель курсов повышения квалификации «Технологии коллективного исследования урока»

Условия

Каждый понедельник в течение 5 недель в инстаграм-канале проекта @eto_hangalass мы объявляем новый инструмент, используемый для формирующего оценивания.
Изучайте его назначение, возможности и варианты использования в описании на сайте. Применяйте на своих уроках и публикуйте фотографии с результатами в инстаграме.
Не забудьте поставить хэштег #оформи и упомянуть название канала @eto_hangalass в посте.
Каждую пятницу фиксируем результаты, а по итогам 5 недель определяем 5 самых активных участников. Им и достанутся подарки от нашего проекта.

Описание инструментов


1.Таблица З-И-У (Знаю-Интересуюсь-Узнал)
Один  из самых простых и действенных приёмов для актуализации знаний в начале урока и рефлексии в конце урока.При применении таблицы ЗИУ в учебном процессе происходит двусторонняя активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

Как это может выглядеть?

Как организовать?
  1. В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
  2. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
  3. Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
  4. В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

Советы:

  • Во время заполнения графы «Знаю» необходимо правильно поставить вопрос. На него не должно быть слишком много ответов. Достаточно 6-7. При этом ребята должны самостоятельно попытаться вспомнить необходимые сведения.
  • Если при заполнении графы «Знаю» были зафиксированы какие-то неверные данные, их можно предложить занести во вторую графу. Или же пометить для себя этот факт и дождаться, когда ученик сам осознает свою ошибку.
  • Для формулировки выводов в графе «Умею» эффективнее будет подготовить инструкцию, чтобы ребята смогли использовать все полученные знания и умения.
  • Не стоит начинать заполнение графы «Знаю» сразу же, как только начинается урок.  Это будет казаться чем-то наигранным. Приступать к записям следует лишь после обозначения проблемы на этапе перехода к работе с информацией.
2. Снежный ком
Это упражнение позволяет узнать, что знают учащиеся в конце раздела или перед тем, как учитель начнет новый раздел. Бросок «снежного кома» – это веселый способ, который помогает активизировать предварительные знания или повторить пройденный материал в конце раздела.

Как это может выглядеть?

Как организовать?

Учителю необходимо подготовить листочки бумаги по количеству учащихся класса.

  1. Назовите тему и дайте учащимся время подумать, вспомнить то, что они знают по данной теме (индивидуально).
  2. Попросите учеников поработать в паре, рассказать друг другу, что они знают по теме. (Разговор позволяет учителю быть уверенным в том, что каждый ученик будет знать что-либо по теме).
  3. Дайте каждому половину листа бумаги для того, чтобы он написал утверждение или факт о том, что является правдой по этой теме.
  4. Попросите смять бумагу – сделать из неё «снежок», снежный ком. На счет «три» попросите их всех бросить свой снежок в назначенную цель, например, в круг, который нарисован на доске, в коробку или в ведро.
  5. Попросите всех встать в круг и взять один снежок. Затем каждый ученик поочередно зачитывает написанное в «снежке». После этого учитель просит высказать, согласны ли они или нет с каждым утверждение или фактом. Верные утверждения записываются на листе бумаги. (Учитель может также использовать схему «Знаю – Хочу узнать – Узнал»).
  6. Если кто-то написал что-то неправильно, то у других учеников появляется возможность устранить неправильные представлений.

Вариант экономии времени:
это упражнение можно делать, попросив каждого ученика написать вопрос по теме. Тот, кто получает вопрос, должен ответить на него письменно.

3. «Билет на выход»

Техника рассчитана на развитие рефлексивных умений, развивает умение дать обратную связи учителю и ученику.

Как это может выглядеть?

Как организовать?

  1. После урока учитель просит учеников ответить на три вопроса. Например:Что я понял? Что осталось не понятным? Какой бы вопрос я задал, если бы был учителем?
  2. Письменные ответы передаются учителю, дежурному ученику («билетеру») либо прикрепляются на входную дверь, стенд и т.д.
  3. Правилами устанавливается что это «билет на выход», т. е. чтобы выйти из класса, необходимо его предъявить в том или ином виде. Детьми «билет на выход» воспринимается, как своеобразная игра.

Совет:
следует понимать, что в ответах на вопрос акцент делается на изменениях, произошедших с учеником в процессе урока. В этой связи вопросы могут формулироваться немного иначе:
Что во мне изменилось?
Что мне не удалось изменить?
Что бы я сделал, если бы был учителем?

И, конечно, «билеты» могут быть оформлены совершенно различно, в зависимости от особенностей детей класса или договоренности учителя с учениками.

4. Парковка вопросов

Заранее подготовленное место для вопросов, идей возникших у учеников в течение урока. Место, где можно просьбы о помощи и дополнительной практике. «Парковка для вопросов» может стать таким полем, на котором ученики делятся наблюдениями, обмениваются своими взглядами. Этот прием – еще один инструмент измерения того, как учатся дети, что они думают, какие трудности испытывают. Главное, что использование этого приема не занимает слишком много времени и позволяет учителю убедиться, что идеи пересматриваются, и что ученики получат ответы на свои вопросы на следующем уроке.

Как это может выглядеть?


Как организовать?

  1. Приготовьте часть доски или лист ватмана, прикрепленный к стене, и стикеры.
  2. В начале урока учитель сообщает детям: «Ребята, по ходу урока  у вас будут возникать вопросы.  Эти вопросы мы обязательно обсудим, но чтобы не отвлекаться, выделим для этого специальное время. Скорее всего, это будет конец урока. А чтобы вопросы не забывались, я предлагаю записывать их и отправлять на парковку.   Как только у вас появится вопрос: возьмите маркер, запишите свой вопрос на стикере и прикрепите его на "парковке" парковке».
  3. В конце урока нужно рассмотреть все появившиеся вопросы и ответить на них.

Подсказка:
на первых порах учитель сам может формулировать некоторые вопросы и размещать их на парковке, чтобы дети имели образец действий.

5. Фишбоун

Фишбоун — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Это графическое изображение процесса анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Наиболее популярна она у учителей-филологов и историков. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи, урок превращается в исследование. Эффективным будет применение такой схемы во время мозгового штурма.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Как это может выглядеть?


Как организовать?
  1. Схема «Фишбоун» может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.
  2. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
  3. Ученикам предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Фишбоун» для систематизации этого материала. Учитель предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение. Организовать заполнение шаблона можно в индивидуальной или групповой форме.

Индивидуальная работа.

  1. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут.
  2. Результаты обсуждаются, ученики обмениваются мнениями, учитель вместе с учениками заполняет общую схему на доске.

Работа в группах

  1. Каждая группа получает свой текст.
  2. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах.
  3. Результаты обсуждаются, ученики обмениваются мнениями, учитель вместе с учениками заполняет общую схему на доске на основе мнения групп.
Совет:
Важным этапом применения технологии является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий.
Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает потому, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными.

Желаем удачных уроков и интересных результатов!