Хангаласский улус задаёт тренды, или как развивается система образования в Якутии

Что предсталяют собой проекты социального воздействия? Что делают в Якутии для улучшения качества обучения? Что ждет Хангаласский улус в последнее полугодие проекта?

Хангаласский улус задаёт тренды, или как развивается система образования в Якутии

© pixabay.com

К сожалению, в настоящее время у многих ребят в Якутии есть трудности в освоении школьной программы. Причин может быть много:

  • нехватка педагогов;
  • оторванность школ от «большой земли»;
  • низкая скорость интернета или полное его отсутствие...

Конечно, все эти проблемы сложно решить самостоятельно. Однако Хангаласскому улусу выпала замечательная возможность получить помощь профессионалов и объединить свои усилия с экспертами Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва).

Еще в 2019 году в улус “пришел” проект социального воздействия, который позволил хангаласской системе образования уверенно выйти на передовую!

Что собой представляют проекты социального воздействия?

Это проекты, направленные на решение значимых социальных проблем. Впервые такой проект был реализован в Великобритании в 2010 году, а затем такую технологию начали использовать и в других странах. Сферы реализации таких проектов абсолютно разные, но их объединяет одно: они должны принести значительную пользу обществу, решить какую-то проблему. И очевидно, что изменения в сфере образования отлично вписываются в такой контекст.

В России организатором подобных проектов является национальный институт развития ВЭБ.РФ, который сопровождает в нашей стране уже 5 таких проектов!

Для проекта в Хангаласском улусе ВЭБ.РФ “соединил” 3 ключевые фигуры:

  • заказчика – Правительство Республики Саха (Якутия);
  • инвестора – АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона»;
  • исполнителя – Институт образования НИУ ВШЭ. 
В проектах социального воздействия плата со стороны заказчика проекта осуществляется только при достижении запланированных результатов. Такой подход хорош тем, что в успешном результате заинтересованы все три стороны. Частные партнёры получают надёжный источник финансирования и интересную задачу, а инвестор — развитие собственных социальных проектов и доход в случае успеха. В свою очередь государство получает решение проблемы, с которой прежде справиться не удавалось, при минимальных рисках, связанных с оплатой неэффективных работ.

Хангаласский проект социального воздействия

Наш проект «Улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» стал первым проектом социального воздействия в России.

Его цель — повысить образовательные результаты школьников на 10 % за три года — с 2019 по 2022. Эффективность проекта будет оцениваться по результатам мониторинга образовательных достижений школьников по русскому языку и математике и росту численности призеров и победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по всем предметам — сложнейшей олимпиаде из всех.

Чтобы достичь хороших результатов, Хангаласское районное управление образования и эксперты Института образования НИУ ВШЭ объединили усилия «настраивают» работу системы образования школ улуса сразу по нескольким направлениям:

- повышение квалификации учителей и управленческих кадров;

- повышение академических результатов школьников с низкой успеваемостью;

- подготовка мотивированных учащихся к участию в олимпиадах;

- развитие сетевого взаимодействия между школами;

- совершенствование методической поддержки учителей;

- и многое другое.

pixabay.com

Что конкретно предлагают ребятам?

Проект социального воздействия предлагает ребятам множество активностей с целью заинтересовать детей учёбой — от Школ Роста по русскому языку и математике до Академии журналистики. Например, если у ребёнка возникают сложности на уроках математики или русского языка, то все пробелы можно закрыть обучением в так называемых Школах Роста или в случае математики - участием в тематических интенсивах. Там ребят погружают в изучение предмета по передовым методикам, с использованием игр и командной работы.

По русскому языку также создали сетевую тьюторскую методическую службу: теперь ученики 9 и 11 классов могут обращаться за консультациями к лучшим учителям этого предмета в Хангаласе.

Ещё одним способом развития навыков использования русского языка стала Академия журналистики. В школьных пресс-центрах ученики с 5 по 11 классы могут не только регулярно практиковать русский язык, но и улучшать свои навыки коммуникации, учиться рассказывать о себе, слушать других и работать в команде, создавая собственные проекты.

Также в улусе было создано сообщество олимпиадников: теперь это движение активно развивается, и не зря: олимпиады — отличный инструмент для развития талантливых детей, а победа в них дает возможность поступить без конкурса в лучшие вузы страны. Сейчас у ребят есть возможность изучить на углубленном уровне английский язык, биологию, географию, информатику, историю, МХК, литературу, математику и другие предметы. Чтобы попасть в один или сразу несколько кружков, достаточно обратиться к завучу по учебной работе.

О результатах…

Хангаласский проект хорош тем, что не выделяет каких-то конкретных детей: вне зависимости от способностей и места жительства, каждый школьник имеет большое количество дополнительных возможностей подняться на более высокий уровень в предмете, например, с «двойки» на «тройку» или с «четвёрки» на «пятёрку». Каждый школьник может увидеть свои пробелы, понять, как их исправить и к чему можно стремиться. При этом на учащихся нет ярлыков «сильный» или «слабый», что позволяет им мыслить свободно, не ограничивать себя и идти вперед к своим целям.

За первые два года проекта по многим ребятам стали заметны улучшения и без метрик: они стали смелее браться за новые задачи, которые раньше казались им непосильными.


«Проект социального воздействия показал ребятам такие возможности, которые в обычных условиях они бы, скорее всего, не увидели», — считает Наталья Черникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Мохсоголлохская СОШ с УИОП».

Более того, промежуточные результаты видны и по цифрам — за два года работы проекта среди учеников 8 класса количество отстающих от школьной программы ребят по русскому языку снизилось на 15%, а по математике — на 24%. Что касается хангаласских десятиклассников, то неуспевающих по русскому языку школьников стало меньше на 31%, а по математике — на 12%.

Успех пришел и в олимпиадном движении: в 2021 году победителей и призёров олимпиад среди десяти- и одиннадцатиклассников стало 7. Для сравнения: за последние 5 лет — с 2016 по 2020 годы — не набиралось больше 5 ребят-олимпиадников, а в среднем было по 3 в год.

Планы на будущее

В этом учебном году в рамках проекта социального воздействия также планируется масштабная совместная работа:

  • учителей обучат самостоятельно организовывать крупные образовательные мероприятия для ребят, ознакомят с современными методиками преподавания и грамотным обменом опыта внутри школы;
  • школьные управленческие команды научат создавать собственные программы по улучшению образования детей;
  • родителям предоставят просветительские материалы о том, как поддержать учебную мотивацию, помочь ребёнку правильно поставить цели подготовки, спланировать время и наладить режим дня.

Поэтому впереди у Хангалассцев еще несколько месяцев плодотворной работы в рамках проекта! Но все мы понимаем, что это только начало, ведь совершенству нет предела!

Мы верим, что первый в России проект социального воздействия станет образцовым и даст новый импульс другим проектам в сфере образования в нашей стране!