Памятки
Как родители дома могут поддерживать русский язык?
Национальный язык - важная составляющая культурной идентичности. Знание якутского языка позволяет поддерживать семейные традиции и хранить самобытность культуры народа. Однако современные требования к школьному образованию показывают, что для образования и карьеры требуются в том числе знания русского языка. Он необходим для успешной сдачи экзаменов, освоения школьной программы и расширения спектра карьерных перспектив. Чтобы помочь ребенку реализовать себя в образовании и в будущей профессии, важно не только учить русский язык в школе, но и поддерживать его дома. Для этого есть несколько способов.
Показывайте пример
При выборе языка общения дети во многом ориентируются на то, как часто и в каких ситуациях используют русский язык их родители. Чем чаще вы будете говорить по-русски в повседневной жизни, тем чаще ребенок станет использовать русские слова в своей речи и лучше запомнит их.
Погрузитесь в русскоязычные медиа
Попробуйте разнообразить просмотр телевизора новыми русскоязычными программами. Это поможет ребенку расширить словарный запас. Детям младшего школьного возраста понравятся мультфильмы на русском языке, а подростки оценят фильмы и сериалы, снятые в России или переведенные на русский язык. Чтобы ребенку было легче воспринимать содержание фильма, можно смотреть его с субтитрами.
Слушайте русскую речь в дороге
Если вы едете куда-то вместе с ребенком, по дороге можно включать ребенку радио, слушать подкасты или аудиокниги на русском языке. Полезны будут не только песни, но и новостные программы, которые помогут детям улучшить знания русского языка и почувствовать себя более вовлеченным в жизнь страны. Аудиокниги и диски лучше подбирать заранее, исходя из возраста и пожеланий ребенка, а после прослушивания можно задавать вопросы, проверяя запоминание и понимание.
Устраивайте дни русского языка
В семье можно устраивать дни русской культуры и посвящать их русскому кино, книгам, музыке, еде и словесным играм в домашнем кругу. Например, можно попробовать приготовить блюда русской кухни вместе с ребенком, посмотреть фильм и устроить маленький праздник с призами и подарками. Обсуждайте в этот день на русском домашние и школьные дела ребенка. На основе нашего опроса родителей в настоящий момент половина родителей в улусе обсуждают эти темы на якутском - выберите один день в неделю, когда вы будете обсуждать их на русском. Главное соблюдать четкое условие: в этот день мы говорим только на русском языке!
Налаживайте контакты
Постарайтесь, чтобы ребенок мог общаться по-русски не только с вами (и не только со взрослыми). Очень важно установить контакт между ребенком и его сверстниками, с которыми русский будет единственным общим языком. Если у ребенка есть возможность общаться вживую с детьми, для которых русский язык является основным, поддерживайте это. Если знакомых, владеющих русским языком, нет в ближайшем окружении, поощряйте общение ребенка с русскоязычными сверстниками в социальных сетях, принимая во внимание правила безопасного общения в интернете.
Играйте в языковые игры
Словесные игры помогут ребенку обогатить словарный запас и развить навыки говорения и письма на русском языке. Можно играть в любые игры, требующие активного использования языка: например, в “Крокодила”, в “Мафию”, в “Монополию” или в игру “Угадай, кто я”. Можете взять игры на якутском языке и перевести их на русский. Главное, чтобы за игрой было непринужденное общение. Это прекрасная практика языка и замечательное семейное времяпрепровождение.
Учитесь онлайн на русском языке
Сейчас существует множество интернет-ресурсов и онлайн-школ с занятиями на русском языке по различным направлениям. Вместе с ребенком можно выбрать наиболее интересный предмет или хобби, которому он бы хотел научиться, и найти русскоязычные образовательные ресурсы по нужной теме. Например, можно готовиться к ЕГЭ по русскому по урокам на YouTube, узнавать о мировой культуре на сайте Arzamas или посещать платные курсы по любому интересующему направлению. В социальных сетях подростки часто обсуждают решения заданий, а на онлайн-курсах общаются с преподавателем в чате. Поэтому обучение на русском языке не только поможет развивать навыки чтения и слушания, но и будет способствовать развитию письменной речи.
Заведите дневник или блог
Если ваш ребенок интересуется сферой блогинга, предложите ему завести авторский интернет-проект на русском языке на тему, интересную для него. Если ваш ребенок далек от публичности, можно предложить ему вести дневник на русском языке, в котором он будет записывать важные события и свои планы.
Участвуйте в состязаниях
На русском языке проходят традиционные и экзотические онлайн-олимпиады и конкурсы, в которых школьники пробуют силы и выигрывают призы. Сейчас можно принимать участие в олимпиадах по школьным предметам, предпринимательству, основам ПДД и даже по чтению вслух на русском языке. Подготовка и участие в олимпиаде — отличный способ углубиться в теорию и улучшить знания русского языка.
Составляйте план обучения
Программа-минимум — это обязательное еженедельное задание для ребёнка. Оно должно быть в меру сложным и интересным, чтоб помочь развить русский язык. На первых порах обязательно поощряйте школьника за его выполнение. Вот пример минимального плана обучения на неделю:
- посмотреть полнометражный фильм или мультик на русском языке,
- прочесть одну страницу или главу книги на русском и пересказать содержание,
- заполнить страницу личного дневника планами на неделю на русском языке.
Читайте на русском
Если ваш ребенок учится в начальной школе, будет полезно читать ему книги на русском языке перед сном. Такое чтение, кроме пользы для развития языка, дает вам общность с вашим ребенком. У вас появляются общие любимые герои, ситуации, которые вы можете вспоминать и обсуждать. Также хорошо задавать вопросы: “О чем мы вчера читали? Где мы остановились? Как ты думаешь, что будет дальше?”. Оценки событий могут оказаться интересными и неожиданными, а увеличение словарного запаса, понимание и анализ текста станут приятным дополнением к общению.
Покажите важность русского языка
Ребенок будет больше хотеть учить русский язык, если поймет, что владеть русским языком круто, актуально и важно. Постарайтесь донести до ребенка информацию о том, что владение русским языком принесет ему пользу, на реальных примерах. Например, вы можете привести примеры земляков, которые владели русским языком и благодаря этому смогли развиваться в профессии. Также можно акцентировать внимание на том, что владение русским языком автоматически расширяет доступ ребенка к контенту: зная русский язык, можно понимать содержание текстов песен и любимых сериалов.
Следуйте интересам ребенка и поддерживайте мотивацию
Мотивация — залог успеха в любом деле, но чтобы преодолевать трудности, ребенку нужна ваша поддержка. Помните, что изучение русского языка должно приносить радость. Если ребенок не хочет делать видеоблог, но ведёт рукописный дневник — отлично. Вы достигнете результата, если будете заниматься русским регулярно и с удовольствием.
Полезные ссылки:
Подкасты на русском языке:
https://prazdniknauki.ru/7-poleznykh-podkastov-dlya-detejj/
Правила безопасного общения в интернете: https://perekrestok.info/lekcija-marii-namestnikovoj/
Словесные игры: https://arzamas.academy/materials/1211 и https://add-hobby.ru/hero.html
Видеоуроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: https://www.youtube.com/watch?v=PL-1k9ucVGc
Материалы о культуре на сайте Arzamas: https://arzamas.academy
Подборка олимпиад:
https://olympiads.uchi.ru/olymp/roads
Полезные онлайн-ресурсы для детей и родителей
Мы подготовили список полезных ресурсов для изучения русского языка и математики, а также полезных для учебы навыков. Часть из ресурсов будут интересны и взрослым и подойдут для совместных занятий с ребенком.
- Онлайн-курс про приемы эффективной учебы «Учимся учиться. Как преуспеть в школе, не тратя всё время на учёбу» (переведенный на русский язык и адаптированный для школьников самый популярный курс на Cousera). Его можно пройти и вместе (очень полезен не только тем, кто учится в школе).
- Мобильное приложение «Живые страницы» – классика русской литературы в современном интерактивном формате для популяризации чтения. Цель проекта – преподнести классику русской литературы по-новому, в современном интерактивном формате. Уникальные интерактивные «сценарии» взаимодействия с текстом позволяют читателям погрузиться в роман Льва Толстого «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А. Гончаров, «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова и другие классические произведения. Удобно организуя и структурируя информацию по различным принципам, сценарии помогут буквально прожить романы с их героями.
- Сайт «Полка». Это 108 главных произведений по литературе с дополнительными материалами. На сайте представлены произведения русской литературы, сгруппированные по тематическим блокам – от Древней Руси до постсоветской антиутопии. Также есть раздел с подкастами и статьями о русской литературе, который может быть очень полезен при подготовке к итоговому сочинению.
- Задания для детей 5-11 классов, ответы на которые невозможно списать от SkySmart. Данный сайт входит в федеральный перечень рекомендованных цифровых ресурсов. На сайте представлены задания из школьной программы, тренажеры для ЕГЭ и ОГЭ, интерактивные обучающие игры. Над уникальным контентом работают 250 человек, включая опытных учителей и методистов. Помимо заданий, на сайте можно найти полезные материалы, которые помогут ребенку выбрать будущую профессию, справиться со школьными страхами, освоить азы финансовой грамотности. Задания могут создавать как учителя, так и сами родители.
- Подборка от Фоксфорд ресурсов для изучения русского языка онлайн. Подборка для тех, кто хочет укрепить знания орфографии, пунктуации и других областей языкознания. В подборке представлены самые популярные сайты по изучению русского языка, которые будут полезны школьникам и не только. Эти ресурсы помогут выучить русский язык без зубрежки, а увлекательно, с интерактивом и легкостью.
- Школьная программа онлайн (платно): Учи.ру российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на Учи. Ру полностью соответствуют федеральным образовательным стандартам. На сайте представлено более 150 000 заданий в игровом формате, разработанных профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Также система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.
- Интернет-урок. Самая крупная коллекция уроков по школьной программе от лучших преподавателей в рунете. Миссия проекта: дать каждому ученику свободу учиться у лучших учителей. Представленные на сайте тесты и тренажеры способствуют эффективному закреплению пройденного материала. Можно найти как стандартные школьные темы, так и дополнительных. Над контентом сайта работают лучшие педагоги и методисты Москвы и Санкт-Петербурга.
- Яндекс.школа – уроки по всем предметам 5-11 класс. Бесплатный сервис для дистанционного обучения учащихся с 1 по 11 классы. Ресурс наполнен видеоуроками по более чем 15 предметам и имеет большой банк заданий по предметам школьной программы. Учащиеся могут обучаться, не выходя из дома: для этого необходимо иметь компьютер или смартфон с выходом в интернет
- Школа свободных наук. Бесплатные занятия для детей 7-17 лет: математика, английский, ТРИЗ, чтение, литература, журналистика, гимнастика и даже зарядка. Kids to kids - подростки обучают друг друга важнейшим навыкам, языкам, делают оригами и пр. Программирование для разных уровней подготовки. Есть возможность детям проводить на этой платформе свои занятия.
- Математические этюды – в большинстве своем сложные, но очень красивые рассказы о разных математических чудесах. Прежде, чем показывать детям - посмотрите сами, выберите сюжет и разберитесь в нем.
- FAST FOR HOME. Про чувство числа в изучении математики и то, что люди иногда называют чувством числа, на самом деле является рядом навыков, которые позволяют работать с числами. На сайте собраны полезные советы и методические рекомендации по развитию и укреплению чувства числа у ребенка. Развитое чувство числа «подружит» школьника с математикой, улучшит его успеваемость по предмету, поможет решать задания быстро и с легкостью.
Для углубленного изучения математики:
- Дистанционная школа математики. Возглавляет школу Михаил Гельфанд, кандидат физико-математических наук, а также доктор биологических наук. Поступить в школу может любой школьник 5-11 класса.
- Заочный дистанционный кружок по математике от Физико-математического лицея №30 СПб (входит в топ-10 школ России) для начальной школы, качественно сделанные задачи, есть задания для 6-леток.
Как поддержать дома мотивацию к изучению математики и развить навыки чтения? Советы для родителей
Мы уже писали о том, как поддержать русский язык дома тем, кто говорит преимущественно на якутском. А в этой памятке мы сформулировали, как поддержать дома математические навыки и мотивацию и изучению математики, а также навыки чтения.
Математика
1. Сосредоточьтесь на процессе, а не на результате.
Оценки, конечно, важны, но обучающиеся должны сосредоточиться на процессе обучения – именно понять тему, формулы, процесс решения уравнений и задач, а не просто стремиться написать правильный ответ и получить отличную оценку. Поэтому важно не ругать за плохую оценку (уже результат), а понять в какой момент образовательного процесса ребенок не понял ту или иную тему и сосредоточиться на ней.
2. Позволяйте подросткам регулярно практиковать навык решения проблем.
Чтобы мотивировать подростка на изучение математики в старших классах, поощряйте его практиковаться в решении задач, применяя свои математические навыки в реальных ситуациях.
Например, знание геометрии, тригонометрии и физики может помочь студентам-спортсменам улучшить свои результаты. Родители и тренеры могут посоветовать ученикам вычислить траекторию мяча, оценить его скорость и проч. Таким образом, школьники практикуют математические навыки в реальных условиях.
Математические навыки также расширяют возможности творческих подростков, которым нравится заниматься практическими проектами. Улучшая математические навыки в старшей школе, учащиеся могут научиться принимать точные решения о проектировании, ремонте или создании разных изделий.
Также позвольте школьникам делать ошибки; взрослые иногда «помогают» ученику, давая подсказки к ответу, но исследования показывают, что ученики достигают большего успеха, когда некоторое время сами стараются решить проблему:
- Если у старшеклассника не получилась какая-то задача, стоит её отложить и предложить снова через некоторое время.
- Если подросток решил задачу неправильно, не стоит торопиться сообщать об ошибке. Лучше задать наводящий вопрос, чтобы ребенок сам пришел к правильному решению.
- Не ругайте подростка, если у него не выходит решить задачу. Объясните, что ошибки и трудности в обучении – это нормально. Никто не способен понять все и сразу. Такой подход поможет ребенку сформировать адекватную самооценку, преодолеть страх перед неудачами, поверить в свои способности.
3. Развивайте коммуникационные навыки: важность сотрудничества.
Чтобы подростки могли улучшить свои математические навыки в старшей школе, они должны научиться сотрудничать. Часто групповые проекты включают по крайней мере один математический элемент, требующий от членов команды совместной работы, чтобы найти устойчивое решение.
Например, школьники, которые участвуют в театральной деятельности, должны сотрудничать, используя математические навыки для создания декораций, костюмов. А ученики, которым нравится информатика и инженерия, часто присоединяются к школьной команде робототехники; участники последовательно применяют математические навыки для проектирования, сборки, программирования и управления роботом. Тут задача родителей поговорить со своим ребенком или понаблюдать, чтобы понять какие интересы, способности есть, которые можно усилить.
Дома родители должны приглашать своих подростков присоединиться к ним, например, на кухне: удвоение или сокращение рецепта выбранного блюда требует различных базовых математических навыков, усиливающих уроки, усвоенные учащимися в классе.
Независимо от того, сотрудничают ли подростки в школе или дома, они должны стараться как можно чаще повышать свои математические навыки, особенно когда сотрудничество способствует укреплению доверия, сочувствия, лояльности и творческих способностей.
Дополнительно:
- Стимулируйте ребенка принимать участие в математических конкурсах и олимпиадах;
- Не стоит перегружать ребенка математикой, чтобы у него не снизилась мотивация. Чередуйте занятия математикой с другими видами активности;
- Формируйте у ребенка позитивное отношение к математике. Говорите о математике в позитивном ключе, показывайте, как математические навыки пригождаются вам в повседневной жизни;
- Играйте в настольные игры, которые требуют математических навыков. Например, в Монополию;
- Повторяйте с ребенком ранее пройденный материал для закрепления навыков;
- Рассказывайте ребенку о престижных и интересных профессиях, в которых необходима математика. Математика нужна архитекторам, инженерам, ученым, врачам, даже дизайнерам видеоигр. Многие подростки склонны считать, что математика никогда не пригодится им во взрослой жизни. Рассказы о том, как используется математика в разных профессиях, помогут переубедить ребенка.
Навыки чтения
- Научите ребенка находить и выделять в тексте самые основные моменты, а также делать комментарии и пометки по мере чтения, отмечать то, что осталось неясным. Попросите подростка написать изложение или пересказать вам прочитанный текст. Это поможет школьнику сфокусироваться на материале и тщательно его проработать.
- Обсуждайте прочитанное в контексте жизни ребенка, волнующих его событий. Возможность соотносить материал с собственным опытом, повысит вовлеченность и интерес школьника. Можно вместе слушать подкаст «Экспекто патронум», в котором разные важные для подростков темы и сложные вопросы разбираются на примере популярных среди подростков книг
- Попробуйте вместе с ребенком самостоятельно придумать примеры, которые иллюстрируют прочитанный материал.
- Поставьте вместе с ребенком цели по развитию навыков чтения, обсудите, что нужно, чтобы достичь их. Отмечайте прогресс ребенка.
- Если текст длинный и сложный, разбейте его на более простые смысловые сегменты и прочитайте по частям.
- Выбирайте для чтения тексты, которые будут соответствовать уровню ребенка и будут ему интересны. Слишком сложные тексты могут отбить желание читать.
- Предлагайте ребенку тексты, связанные с темами, которые он недавно проходил или проходит в школе.
- Интересуйтесь мнением ребенка о прочитанном. Спросите, что ему понравилось, показалось интересным, а что вызвало вопросы.
- Не заставляйте ребенка читать по несколько часов в день – такой подход сформирует негативное отношение к чтению. Лучше читать понемногу, но с удовольствием!
Роль школьного психолога в образовательном процессе ребенка
- Кто такой школьный психолог?
- Какие задачи он решает?
- Есть ли какие-нибудь документы, регламентирующие его деятельность?
- Если я или мой ребенок к нему обратимся, то все это узнают и будут думать, что в нашей семье или у ребенка есть проблемы или психологические нарушения?..
Это только малая часть вопросов и отраженных сомнений/ убеждений, которые преследуют родителей школьников.
В этой статье мы ответим на эти вопросы и постараемся сформировать мнение, что школьный психолог – это необходимый специалист, который призван помочь ребенку и родителям в образовательном процессе.
«Психолог в школе – это адвокат ребенка перед всеми: перед учителями, перед родителями. Я помогаю родителям и учителям понять, что происходит с ребенком и наладить контакт с ним.» (Аллина Васильевна Алексеева, МБОУ Мохсоголлохская средняя школа c УИОП).
Сегодня в штате практически каждой школы есть педагог-психолог*, функции которого включают следующее:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ,
- экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций,
- консультирование субъектов образовательного процесса,
- коррекционно-развивающую работу с детьми и обучающимися, в том числе работу по восстановлению и реабилитации,
- диагностику детей и обучающихся согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Профессиональный стандарт, 2015).
В уставе каждой школы также прописаны должностные обязанности педагога-психолога, а стратегии развития школ обязательно включают пункты про здоровьесберегающие образовательные технологии, включая работу с психологическим здоровьем детей.
«Школьный психолог – это не психиатр. Он не занимается лечением болезней, нарушений у людей, а занимается всеми детьми, сопровождая их, помогая адаптироваться, справиться со стрессами, раскрыть таланты и профориентироваться, сохраняя при этом конфиденциальность.» (Лариса Александровна Худаева, МБОУ "Покровская улусная многопрофильная гимназия").
Школьные психологи работают с учениками, педагогами и семьями, чтобы поддерживать академическую успеваемость, позитивное поведение и психическое здоровье всех учащихся. Школьные психологи помогают школам и семьям решить такие проблемы как: улучшить и индивидуализировать обучение, чтобы сократить разрыв в успеваемости; увеличить количество выпускников и уменьшить отсев; создать безопасный, позитивный школьный климат и предотвратить насилие; и укрепить партнерские отношения между семьей и школой (National Association of School Psychologists [NASP], 2020b).
В ряде исследований было доказано, что участие школьного психолога в образовании детей совместно с учителями и с семьями обучающихся положительно сказывается на мотивации детей к обучению, снижается уровень отсева из средней школы, улучшается успеваемость (Борисова, 2018; Ecker-Lyster & Niileksela, 2016; Wang & Fredricks, 2014; Dotterer & Lowe, 2011; Galla et al., 2014; Movahedazarhouligh, 2021; Pas et al., 2019; Newman et al., 2014).
«В последнее время я заметила, что дети стали более потерянные, они не знают, куда идти, куда поступать, что делать после школы. Вот, например, у меня был урок у седьмого класса, где я им задала вопрос о поступлении в университет. Только пять человек из двадцати знают более-менее на какую специальность и куда будут поступать, остальные же – нет. Мы проводим раннюю профориентационную диагностику в пятом классе, но дети относятся к ней несерьезно. Потом мы проводим профоринетационную диагностику в восьмом классе, перед распределением на спец классы. Такие диагностики помогают самим детям понять себя, определить, что интересно.»
«Самая главная проблема до, во время пандемии и сейчас – это снижение школьной мотивации у учащихся. Дети не хотят учиться. Запросы поступают от осознанных родителей – что я должна сделать? Тогда мы в родительские группы отправляем подготовленные рекомендации, проводим индивидуальные консультации. Также обязательно перед экзаменами, иногда по запросу самих учеников мы проводим тренинги по тайм-менеджменту, индивидуальному планированию, как справляться со стрессом в формате классных часов. Родителям и учителям мы напоминаем, что не нужно давить и накручивать детей, что важна поддержка.»
Школьные психологи работают с учащимися и их семьями (диагностика, консультации, рекомендации), с администрацией школы (разработка и внедрение программ), чтобы поддерживать социальное, эмоциональное и поведенческое здоровье школьников: снижать уровень тревожности, уменьшать проблемы с поведением, предотвращать развитие агрессивного поведения (Wolpert et al. al., 2011; Davis et al., 2014; Herd et al., 2014). Исследования показали, что учащиеся, получающие психологическую поддержку, лучше учатся в школе (Becker et al., 2014; Durlak et al., 2011; Korpershoek et al., 2016). Также вмешательства школьных психологов способствуют развитию у детей коммуникативных и социальных навыков, навыка решения проблем, управления гневом, саморегуляции, самоопределения и оптимизма (Deighton et al., 2018; Jones et al., 2015).
«Последние три года я занималась движением WorldSkills, когда у меня появлялись дети с личностной тревожностью или творческие дети, которым не хватает какой-то рамки или чего-то для развития своих способностей, то я не просто за ними наблюдаю, консультирую и диагностирую, но и привлекаю к разным мероприятиям, конкурсам в том числе в рамках WorldSkills. И вот последние три года чемпионом республики были школьники, с которыми я работала. Привлечение школьников к разным мероприятиям, активностям и достижение поставленных целей, помогает ребятам посмотреть на свои проблемы по-другому, справиться с ними и определиться со своей профориентацией.»
Школьные психологи работают с учащимися и их семьями, выявляя и устраняя проблемы с обучением и поведением, которые мешают академической успешности. Было доказано, что консультации по поведению дают положительные результаты, такие как устранение академических и поведенческих проблем у детей и сокращение количества направлений на психообразовательные оценки (Garbacz & McIntyre, 2016; Pearrow et al., 2019).
«В нашу школу поступил мальчик. Уже в начальной школе начались проблемы – ученик не давал вести уроки, не складывались отношения с одноклассниками. Мальчик с аддиктивным поведением. Классный руководитель приглашал маму, бабушку, но это не приносило результатов. Тогда мне (школьному психологу) пришлось взять ответственность за мальчика, взять под свою опеку. Благодаря играм, совместным занятиям на уроках с психологом, участию в конкурсах, разным активностям, ребенок стал слышать других детей, психолога, учителей. Сейчас мальчик учится благополучно в среднем звене, он адаптировался, нашел себя.»
Отлично резюмирует все вышесказанное данная цитата:
«Многие родители ошибочно считают, что школьный психолог занимается только тестированием. И уроки психологии или классные часы не представляют ничего ценного для знаний ребенка. Но это не так. Наша задача, задача школьных психологов – сделать максимально комфортную среду для всех участников образовательного процесса. Только в совместной работе с родителями, детьми и учителями мы можем сделать это.» (Аллина Васильевна Алексеева, МБОУ Мохсоголлохская средняя школа c УИОП).
Список литературы:
- Борисова И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. C. 22—28. doi: 10.17759/pse.2018230503
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». 2015. https://gppc.ru/wp-content/uploads/2016/02/2.-Standart-pedagoga-psihologa.pdf
- Deighton, J., Humphrey, N., Belsky, J., Boehnke, J., Vostanis, P., & Patalay, P. (2018). Longitudinal pathways between mental health difficulties and academic performance during middle childhood and early adolescence. British Journal of Developmental Psychology, 36, 110–126. https://doi.org/10.1111/bjdp.12218
- Dotterer, A. M., & Lowe, K. (2011). Classroom context, school engagement, and academic achievement in early adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 40, 1649–1660. https://doi.org/10.1007/s10964-011- 9647-5
- Ecker-Lyster, M., & Niileksela, C. (2016). Keeping students on track to graduate: A synthesis of school dropout trends, prevention, and intervention initiatives. Journal of At-Risk Issues, 19, 24–31.
- Galla, B. M., Wood, J. J., Tsukayama, E., Har, K., Chiu, A. W., & Langer, D. A. (2014). A longitudinal multilevel model analysis of the within-person and between-person effect of effortful engagement and academic self-efficacy on academic performance. Journal of School Psychology, 52, 295–308. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2014.04.001
- Garbacz, S. A., & McIntyre, L. L. (2016). Conjoint behavioral consultation for children with autism spectrum disorder. School Psychology Quarterly, 31, 450–466. https://doi.org/10.1037/spq0000114
- Jones, D. E., Greenberg, M., & Crowley, M. (2015). Early social-emotional functioning and public health: The relationship between kindergarten social competence and future wellness. American Journal of Public Health, 105, 2283–2290. https://doi.org/10.2105/AJPH.2015.302630
- Movahedazarhouligh, S. (2021). Parent-implemented interventions and family-centered service delivery approaches in early intervention and early childhood special education. Early Child Development and Care, 191, 1–12. https://doi.org/10.1080/03004430.2019.1603148
- National Association of School Psychologists. (2020b). Ready to learn, empowered to teach: Guiding principles for effective schools and successful students (3rd ed.). https://www.nasponline.org/research-and-policy/ready-tolearn-empowered-to-teach
- Newman, D. S., Salmon, D., Cavanaugh, K., & Schneider, M. F. (2014). The consulting role in a responseto-intervention context: An exploratory study of instructional consultation. Journal of Applied School Psychology, 30, 278–304. https://doi.org/10.1080/15377903.2014.924456
- Pas, E. T., Ryoo, J. H., Musci, R. J., & Bradshaw, C. P. (2019). A state-wide quasi-experimental effectiveness study of the scale-up of school-wide positive behavioral interventions and supports. Journal of School Psychology, 73, 41–55. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2019.03.001
- Pearrow, M. M., Amador, A., & Dennery, K. M. (2019). Community partnership consultation model: A consultative approach for supporting school-based behavioral health. Journal of Educational and Psychological Consultation. https://doi.org/10.1080/10474412.2019.1663743
- Wang, M. T., & Fredricks, J. A. (2014). The reciprocal links between school engagement, youth problem behaviors, and school dropout during adolescence. Child Development, 85, 722–737. https://doi.org/10.1111/cdev.12138
* Или, если в школе нет педагога-психолога, то сотрудники школы обращаются в психолого-медико-социальные центры.
Партнерство семьи и школы
Наиболее перспективной моделью отношений семьи и школы считается партнерство – когда школа и семьи активно сотрудничают друг с другом на условиях взаимного уважения и доверия и делят ответственность за учебу детей. В рамках этой модели родители и школа – равноценные партнеры, каждый из которых привносит во взаимоотношения что-то свое, чтобы сделать учебу детей более качественной: сотрудники школ – в первую очередь экспертизу в области образования детей, родители – в первую очередь знание своего ребенка, экспертизу в своей профессиональной области и др.
Что такое партнерство школы и семьи?
Наиболее перспективной моделью отношений семьи и школы считается партнерство – когда школа и семьи активно сотрудничают друг с другом на условиях взаимного уважения и доверия и делят ответственность за учебу детей. В рамках этой модели родители и школа – равноценные партнеры, каждый из которых привносит во взаимоотношения что-то свое, чтобы сделать учебу детей более качественной: сотрудники школ – в первую очередь экспертизу в области образования детей, родители – в первую очередь знание своего ребенка, экспертизу в своей профессиональной области и др.
Почему партнерство важно?
Школы обеспечивают образовательный фундамент для детей, однако трудно переоценить важность вовлеченности родителей в образование ребенка. Положительное влияние участия семьи в образовании ребенка доказано множеством исследований. Участие родителей положительно сказывается на академических успехах школьников и их мотивации к обучению, улучшает школьный климат. Это участие может проявляться по-разному: родители могут помогать ребенку со школьными предметами, в поиске интересов, дополнительных занятий и выборе образовательной траектории; могут мотивировать ребенка, поддерживать психологически и организационно (например, наладить режим дня); вовремя заметить какие-либо проблемы, связанные с учебой и многое другое. Вовлеченные родители являются ценным источником поддержки не только для своего ребенка, но и для школы в целом. Они участвуют в школьных мероприятиях, помогают разнообразить дополнительные занятия и активности (например, помощь родителей неоценима в различных профориентационных мероприятиях), участвуют в принятии важных решений. Поэтому школам необходимо признать важность партнерства с родителями и обеспечить такие условия, чтобы поощрять и развивать родительскую вовлеченность.
Чем партнерство отличается тех взаимоотношений с родителями, которые есть сейчас?
Отношения между семьями учеников и школой могут складываться по-разному – далеко не всегда они партнерские. Иногда школы закрываются от родителей, потому что не доверяют им, рассматривают родительское участие в школьных делах как ненужное и потенциально опасное вмешательство «непрофессионалов» в образование детей. Иногда родители не хотят взаимодействовать со школой, т.к. считают, что образование детей – это исключительно ответственность школы, или из-за собственного негативного школьного опыта, неуверенности в себе, низкой самоэффективности (не верят, что могут как-то помочь ребенку в учебе), нехватки времени, недоверия к школе, недостатка признания их действий школой. Зачастую школы взаимодействуют с родителями обучающихся вертикально, с позиции власти, что может отталкивать активных, заинтересованных родителей от помощи школе и взаимодействия с ней. Наконец, иногда школы обращаются к родителям только при возникновении проблем или при необходимости организовать какое-либо мероприятие, не подготовив почву для родительской вовлеченности.
Как строить партнерские отношения?
Развитие партнерства – долгий и не всегда простой процесс, однако эти усилия обязательно принесут результаты. Для выстраивания эффективного сотрудничества семьи и школы в рамках партнерской модели и поддержки родителями образования детей школам важно развиваться в трех направлениях:
- налаживать коммуникацию родителей и школы,
- предоставлять ресурсы для учителей и родителей про родительскую вовлеченность (зачем она нужна, какие есть формы и проч.),
- создавать возможности для участия родителей в принятии решений.
Как наладить коммуникацию?
Необходимо налаживание каналов коммуникации между родителями и школой, чтобы родители могли узнавать о важных для них вещах (как учится их ребенок, как и чему его учат, какие изменения происходят в школе и пр.), а школа и учителя могли сообщать о проблемах, давать рекомендации, предоставлять родителям различные полезные материалы, узнавать о потребностях, запросах, установках семей, и планировать вовлекающие мероприятия, исходя их этих знаний. Что можно сделать помимо ставших традиционными для многих школ чатов с родителями и родительских собраний:
- Создать или улучшить школьный сайт. Школьный сайт – это лицо школы. Сайт школы должен иметь простой интерфейс, удобный и интуитивно понятный родителям и детям, и содержать полезную для них информацию. При улучшении сайта можно провести 2-3 коротких интервью с родителями о том, чего им не хватает сейчас, с какими проблемами и неудобствами они сталкиваются при его использовании. На сайте школы должна быть опубликована в открытом доступе вся необходимая информация для родителей и детей: как устроен учебный план, какие у него цели и задачи; требования к детям (что ребенок должен знать и уметь по разным предметам на разных этапах), как можно помочь ребенку в учебе; приемные часы учителей и администрации школы, когда к ним можно обратиться за консультацией или задать вопросы и пр.
- Проводить дни открытых дверей и экскурсии по школе, чтобы семьи могли встретиться с учителями своих детей и с другими родителями;
- Тренинги коммуникативной компетентности для учителей и родителей для уважительного и дружелюбного общения и умения слушать друг друга (см. образовательные вебинары «Коммуникация семьи и школы: барьеры и способы их преодоления»);
- Создание почтового ящика для родителей (электронного – например, в виде Google Forms – и непосредственно в самой школе), чтобы они могли анонимно задавать вопросы, присылать замечания и рекомендации;
- Проводить регулярные опросы родителей об их вовлеченности, образовательных ожиданиях и пр., чтобы лучше понимать родительскую аудиторию (см. анкету для самообследования школ);
- Если в школе или в отдельных классах принята система оценивания, которая может быть не знакома родителям (не пятибалльная), необходимо пояснить систему оценивания; не надо сравнивать учеников, давая обратную связь (сравнивать текущий уровень ученика не с другими учениками, а с образовательными ожиданиями, соответствующими той ступени образования, на которой учится ребенок); показывайте родителям примеры работ, соответствующие разным уровням достижений\оценкам.
Ресурсы для родителей и учителей о родительской вовлеченности
Зачастую школы и родители не знают о форматах родительской вовлеченности, доступных и посильных любому родителю, поэтому важно рассказывать (например, в разделе для родителей на сайте школы) о разных существующих способах участия в образовании детей, а также снабжать родителей полезными материалами, чтобы облегчить их участие. Вот несколько примеров:
- Информация о том, как создать благоприятную среду для обучения дома; советы для родителей по обучению и воспитанию детей (см. на сайте: https://ioe.hse.ru/sakha/zoom_meeting_notrolls);
- Материалы о том, какие есть относительно простые и не трудозатратные способы повышения навыков детей в обучении: как развивать дома, в т.ч. в повседневных взаимодействиях с ребенком, читательскую грамотность, математические навыки (см., например, памятки выше)
- Список общественных ресурсов и мероприятий, которые помогают в развитии навыком и талантов детей, в том числе летние программы для детей;
- Информация для учителей о том, что такое родительская вовлеченность, в каких формах она может осуществляться (см. буклеты здесь).
Создание возможностей для участия родителей в принятии решений в школе
Родители должны иметь возможность принимать участие в принятии решений и планировании на уровне отдельных детей, класса или всей школы. Это способствуют расширению прав и возможностей родителей и создает дополнительную заинтересованность родителей в партнерстве. Что можно сделать для вовлечения родителей в школьное планирование и принятие решений:
- Обеспечить представительство родителей в школьных руководящих органах (управляющем совете; рабочих группах, которые могут создаваться для решения различных вопросов в школе; родительско-учительских ассоциациях и пр.);
- Подготовить инструкции для родителей о том, в работе каких школьных организаций и рабочих групп родители могут принять участие, в чем плюсы такого участия, что необходимо сделать, чтобы войти в состав этих групп;
- Проводить опросы родителей об их мнении относительно тех или иных нововведений или планируемых изменений в школе; что родители хотели бы добавить или изменить в образовательном процессе, внеурочной жизни детей и пр. После опросов необходимо обязательно давать короткую обратную связь – какие предложения планируется внедрить, какая для этого нужна помощь от родителей (если необходимо), что внедрить не получится и почему;
- Создать инструменты поощрения родителей, участвующих в управлении школой, например, сертификаты и благодарности, специальные небольшие праздничные события и пр.
Когда эти принципы партнерства будут реализованы, родители будут понимать цели и задачи каждого этапа обучения своих детей и в целом школы; будут лучше понимать, какие участие ожидается от них и для чего, смогут эффективнее общаться с учителями, чувствовать открытость, доброжелательность, уважение со стороны сотрудников школ, и будут знать, что происходит с их детьми, что поможет установлению эффективного партнерства школы и семьи.