Счастливы вместе: происходит сближение университетского и академического секторов науки
Исследовательский сектор на протяжении почти всего постсоветского периода доминировал в производстве научных публикаций, его доля в международных базах колебалась в районе 60-66%. «Тем временем вклад университетов вырос с 27% до 67%, в основном за счет ведущих вузов из программы 5-100, МГУ и СПбгу, — отмечает один из авторов исследования Анна Панова. — По качеству публикаций вузы сравнялись с РАН во многих областях». А в ряде дисциплин даже показали превосходство, особенно заметна роль университетов в компьютерных и социальных науках, экономике, психологии.
Исследователи подчеркивают, что хотя университеты и институты РАН могут конкурировать по некоторым показателям, для российской науки важнее их растущее сближение и сотрудничество. «У них разные сильные стороны, дополняющие друг друга, — поясняет Панова. — Институты накопили огромную экспертизу и инфраструктуру для фундаментальных исследований, а университеты привносят свежий взгляд, открытость и связь с образованием. Когда эти сектора активно взаимодействуют, возникает синергия».
Партнерство уже приносит плоды: доля совместных публикаций университетов и научно исследовательских институтов выросла с 4% до 32% с 2013 года. Однако потенциал кооперации еще полностью не раскрыт. «Университеты могут предложить академическому сектору приток молодых кадров, а институты РАН готовы делиться с вузами инфраструктурой и богатым исследовательским опытом», — считает Наталья Матвеева.
Вместе с тем ученые обеспокоены резким падением международного сотрудничества, которое заметно после марта 2022 года. Российская наука локализуется, растет доля «облегченных» платных публикаций. Под угрозой качество научных результатов, ведь настоящая наука — это международное соревнование и экспертиза, считают эксперты.
Матвеева Наталия Николаевна
Международная лаборатория прикладного сетевого анализа: Научный сотрудник
Панова Анна Алексеевна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Старший научный сотрудник