• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как внедрить агентность на рынок труда? Кейс Сбербанка и мнения экспертов

Понятие агентности, ее эффекты и факторы формирования широко обсуждаются как в зарубежных, так и в российских научных публикациях. Однако практического руководства, как ее внедрить в организационную систему и получать благоприятные результаты, практически не найти.

В Московском международном салоне образования 5 марта встретились представители экспертного сообщества: Мирова Мария, Исполнительный директор Департамента культуры и потенциала человека ПАО «Сбербанк», Новичкова Ирина, Руководитель ВИП-офиса СберПервый ПАО «Сбербанк» и Морозова Екатерина, директор Открытого университета Сколково и по совместительству ведущий эксперт НИУ ВШЭ; и представитель научного сообщества:  Сорокин Павел, заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ для обсуждения вопросов агентности российской молодежи на рынке труда и занятости.

Автор: Афанасьева Ирина 

Павел Сорокин представил результаты исследований, поддержанных грантом Российского научного фонда ( №23-78-10182) и гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). 

Было выявлено, что наибольшую агентность в сфере труда и занятости проявляют те студенты и выпускники, кто имеет высокие показатели участия в общественно-полезной деятельности и опыт проектной деятельности во время обучения в университете, а также  высокий уровень общего благополучия, то есть высокая удовлетворенность жизнью и здоровьем, стабильное эмоциональное состояние. 

Исследование доказывает, что больший потенциал агентности на рынке труда имеют следующие трудовые траектории: корпоративное предпринимательство (то есть наемные сотрудники, реализующие собственные проекты), предпринимательство и самозанятость. 

 

Мария Мирова представила доклад о практиках поддержки агентности сотрудников Сбера. Развитие агентности проходит с первого дня работы в компании через тематические лагеря для сотрудников, вовлечения бадди и наставников. Организация поддерживает инициативы внутренних профессиональных сообществ сотрудников. Такие сообщества способствуют тому, чтобы накопленные знания и опыт передавались новым сотрудникам, а идеи, возникающие в профессиональной среде, приносили пользу бизнесу. Cотрудники сами берут на себя инициативу по созданию и реализации внутренних сообществ, тем самым развивая свою агентность.

Также внутри Сбера существует собственная система общественно-полезной деятельности, которая награждает и поощряет лучших волонтеров. По представленным данным на 2025 год, в компании насчитывается 36 000+ сотрудников-волонтеров и социальных лидеров и 1000+ волонтерских команд Сбера вовлекают жителей России в социальные активности. 

 

Ирина Новичкова на примере персональной трудовой траектории продемонстрировала, как, используя возможности Сбера по поддержке агентности, возможно за пять лет работы в компании вырасти до высокой должностной позиции.

 

Екатерина Морозова, директор Открытого университета Сколково, представила практики и примеры вовлечения молодежи в еще одну «агентную» траекторию на рынке труда – предпринимательство. По мнению Екатерины Морозовой, важным фактором, стимулирующим российских cтудентов к более осознанному использованию возможностей, предоставляемых вузом, стал запуск федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», предполагающего массовое создание студентами  новых социально-экономических структур в виде компаний (стартапов)структур.