• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подходы к формированию фондов оценочных средств образовательных организаций СПО и проблемы их сопряжения с оценочными средствами органов контроля и надзора, организаций, проводящих независимую оценку квалификаций

Российский тренинговый центр Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 11 мая 2016 года провел вебинар на тему  «Подходы к формированию фондов оценочных средств образовательных организаций СПО и проблемы их сопряжения с оценочными средствами органов контроля и надзора, организаций, проводящих независимую оценку квалификаций» .

Сложившаяся в Российской Федерации система управления образованием предполагает, что функция оценивания результатов освоения обучающимися основных образовательных программ отнесена к компетенции нескольких субъектов с различающимися целями и полномочиями, что создает проблемы при использовании различных подходов и применении различающихся инструментов оценивания.

В соответствии с ч. 10 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, относится создание системы оценивания образовательных результатов обучающихся при освоении ими образовательных программ, включающей осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. В рамках своих полномочий организации должны формировать фонды оценочных средств по каждой из реализуемых программ. Для программ профессионального образования, реализуемых на основании, в соответствии или с учетом ФГОС СПО, установлено, что оценочные средства в составе таких программ должны быть предварительно утверждены работодателями.

Оценку уровня квалификации выпускников системы СПО на соответствие требованиям профессиональных стандартов будут осуществлять Центры оценки квалификации, создаваемые при отраслевых Советах по профессиональным квалификациям. Комплекты оценочных средств для проведения такой оценки предполагается разработать в 2016 г.  Эти требования создают условия для перехода к разработке единых для сферы труда и сферы образования оценочных средств на основе общих подходов к оценке квалификации работника и отдельных характеристик с возможностью применять наряду с образовательными стандартами еще и профессиональные.

Кроме работодателей оценкой качества профессионального образования занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки к компетенции Рособрнадзора среди прочих отнесены функции федерального государственного надзора в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также федерального государственного контроля качества образования в вышеназванных организациях. В рамках осуществления названных функций возможна оценка качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (посредством организации и проведения проверок качества образования), для чего тоже требуются оценочные средства, позволяющие оценивать достигнутые образовательные результаты.

В ходе вебинара были проанализированы нормативные правовые акты и примеры оценочных средств, используемых органами контроля и надзора с одной стороны, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам СПО (ППКРС и ППССЗ) с другой стороны и работодателями и их объединениями (в рамках оценки квалификаций) с третьей стороны. Обсуждались объективные причины затруднений при формировании единой базы оценочных средств в профессиональном образовании в связи с требованиями привлечения работодателей к определению содержания профессиональных образовательных программ и формированию фондов оценочных средств в составе ОПОП (согласно ФГОС СПО).

 

Выступающие:

Дудырев Фёдор Феликсович, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, к.и.н.;

Зачесова Елена Васильевна, научный консультант Академии профессионального развития.

 

Ведущий вебинара:

Болотов Виктор Александрович, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, профессор, академик РАО, д.п.н.

Вальдман Игорь Александрович, директор Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.

 

Вебинар посетили представители региональных органов управления образованием, специалисты центров оценки качества образования, институтов развития образования, руководители профессиональных образовательных организаций и представители заинтересованной общественности.

В ходе мероприятия были рассмотрены следующие вопросы:

Нормативные основания оценочной деятельности различных субъектов системы образования (различия между участниками образовательных отношений и участников отношений в сфере образования).

Уникальные группы результатов освоения профессиональных образовательных программ (квалификация, компетенции, практический опыт) и роль работодателей при их определении.

Анализ существующих оценочных средств для оценивания результатов освоения программ СПО (ППКРС и ППССЗ) и программ профессионального обучения, международный опыт оценивания подобных результатов.

Перспективы возможности сопряжения фондов оценочных средств организаций и органов контроля и надзора.

Информационные партнёры по проведению вебинара:

Проект "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня"



Евразийская Ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО)

 

 
Автономная некоммерческая организация «Электронное образование для наноиндустрии» (eNano)