Путевые заметки об академической стажировке в ведущем Европейском центре профессионального образования CEDEFOP, г. Салоники, Греция
С 15 апреля по 16 июня 2018 года Шабалин Алексей Игоревич (эксперт центра СПО) находился в Европейском центре по развитию профессионального образования CEDEFOP (г. Салоники, Греция) в рамках академической стажировки. За время пребывания удалось достичь значительного прогресса в исследовании проблемы раннего выбытия из системы образования (early school leaving), а результаты легли в основу русскоязычной и ангоязычной статей, которые позже будут опубликованы.
Однако, эффективность академической стажировки выражается не только в возможности личного контакта с европейскими коллегами, но также и в погружении в новую культурную среду, которая учит нас мыслить шире (на TED есть прекрасное выступление о том, как языки меняют структуру нашего мыслительного процесса). Именно о таком культурном опыте нам и хочется рассказать от первого лица, чтобы попробовать погрузить вас в размеренную греческую атмосферу.
Introduction.
С середины апреля по середину июня мне посчастливилось побывать в Европейском центре по развитию профессионального образования CEDEFOP, располагающемся в г. Салоники, Греция. CEDEFOP является одним из трех ключевых мировых центров компетенций в области СПО, наряду с UNESCO-UNEVOC (Германия) и BIBB (Германия).
Выбор места связан с моей диссертационной работой, тематику которой в мире принято именовать, как «early school leaving» или «early leaving from education and training (ELET)». За представленными терминами кроется проблематика, исследования по которой начитывают уже более трех десятилетий во многих развитых странах мира, а именно: изучение феномена раннего выбытия из системы образования без получения аттестата о среднем общем образовании. Согласно официальной общепринятой трактовке, под определение ELET подпадают лица, соответствующие следующим критериям:
- возраст от 18 до 24 лет;
- уровень образования ниже законченного 3 уровня МСКО (отсутствие аттестата о среднем общем образовании);
- в данный момент не продолжает обучение по основным образовательным программам или в системе СПО.
Описанная группа лиц представляет собой часть низкоквалифицированного населения страны. Половина их них работает, другая половина – нет; они демонстрируют значительно более низкие показатели по заработным платам относительно образованного населения страны; имеют низкие показатели качества и продолжительности жизни. Для государства и общества это означает высокие риски с экономической и социальной точек зрения и именно поэтому большое количество исследователей работает над сложным процессом предотвращения раннего выбытия из школ, а также над механизмами возврата уже выбывших на адаптированные программы профессионального образования.
Обладая правом на международную мобильность, гарантированную академическим аспирантам НИУ ВШЭ, было бы глупо не воспользоваться такой возможностью и упустить столь потенциально полезный академический и личный опыт. Ожидания сполна реализовались.
Жизнь при свете дня – CEDEFOP.
Географическое расположение CEDEFOP обладает одновременно важным положительным и отрицательным свойством – Институт построен фактически посреди поля за чертой города. Дорога автобусом занимает порядка 40 минут, на автомобиле – 20. Столь негативный фактор в условиях довольно маленького города легко восполняется преимуществом локации – видом на горы и море из офисов исследователей. На мой скромный взгляд горы все-же лучше =)
Добравшись до Центра в своей первый день, я попал в невероятный круговорот знакомств с экспертами, статистиками и руководителями множества подразделений. Это была очень гостеприимная встреча! Наши европейские коллеги проявили настоящую заинтересованность в моем исследовании, а также задавали множество вопросов о НИУ ВШЭ и о том, чем мы занимаемся. Некоторые сотрудники CEDEFOP уже встречались с коллегами из нашего университета ранее в рамках совместных исследований и просили передать привет (Прахов Илья Аркадьевич, вам привет!).
Моим непосредственным супервайзером в CEDEFOP и коллегой по исследованию была Ирен Псифидоу (Irene Psifidou) – PhD in Comparative Education Policy, эксперт по среднему профессиональному образованию. Будучи знаком с ней заочно, я читал ее работы и аналитические материалы, но встретившись лично, поразился уровню ее компетенции в данной области! Под ее руководством CEDEFOP выпустил уже целый ряд аналитический материалов, а также указанный выше toolkit.
Ключевая часть работы производилась группой из трех человек: Ирен, мной, а также коллегой из НИУ ВШЭ – Травкиным Павлом Викторовичем, совместно с которым производился анализ рынка труда. Помимо Ирен, огромную консультационную помощь оказал руководитель департамента профессионального образования CEDEFOP Antonio Ranieri, а также еще целый ряд статистиков и экспертов.
Наше сотрудничество стало очень продуктивным для обеих сторон: для Ирен данные по России были абсолютно новыми и интересными, за счет них открылись дополнительные возможности для анализа. Для меня и Павла опыт европейских коллег помог сформировать рамку исследования, а комментарии Ирен сильно продвинули наши исследовательские тексты. По результатам стажировки был написан текст для русскоязычного журнала, а также продолжается работа над текстом англоязычной публикации.
Теперь чуть подробней о ежедневной жизни сотрудников в CEDEFOP и общих впечатлениях. Яркое впечатление оставил дизайн Центра: внутренние стены содержат множество абстрактных картин, а в холле стоит симпатичный стол с белым песком внутри. Первичная идея состояла в том, что посетитель сможет рисовать специальными инструментами на песке, но позже его закрыли и наполнили жесткими дисками и материнскими платами от старых компьютеров – современное искусство (фото ниже).
Доносящийся с гор свежий и очень сладкий ветер в апреле и мае периодически парализует работу. Сотрудники стремятся выбраться во внутренний дворик, выпить превосходный freddo cappuccino (дабл шот эспрессо с кубиками льда и охлажденное взбитое до состояния крема молоко сверху чашки) и насладиться максимально сбалансированной погодой в году – еще не жарко, но уже и не холодно – днем температура составляет примерно 20-25 градусов.
Проработав первую половину дня, ровно в 13-00 начинается обед в кафетерии Института, который продолжается от часа до двух. Никто не стремится на свои рабочие места раньше времени – в этом нет смысла. Если вы в Греции, то вам придется принять и прочувствовать на себе состояние размеренной жизни во время всех приемов пищи. Во многом это объясняется местной кухней и качеством продуктов: за 5-10 евро вы получите, например, идеальный стейк + свежие овощи + сыры + освежающий сок из граната с лесными ягодами. Звучит неплохо, не правда ли?
Но не спешите менять место работы! Система контроля за посещением производится за счет индивидуальных карт, фиксирующих время прихода и ухода. В рамках такого контроля нельзя засидеться до позднего вечера, а потом за счет +9 часов не выходить на следующий день – система не сочтет это адекватным решением. К тому же, каждый месяц лишние или наоборот, недостающие часы, необходимо вывести в ноль – не очень удобно.
Финальной точкой в решении сменить место работы станет отсутствие пирожков на столь привычных ИнОбровцам внутренних семинарах. Все дело в том, что внутренних семинаров и вовсе нет...
Набережная – это квинтэссенция города.
После рабочего дня и в выходные открывается много возможностей для изучения города. Велосипед может быть идеальным инструментом, но сеть велодорожек в некоторых частях города развита недостаточно. Тем не менее, если ваш уровень управления велосипедом также хорош, как у моего руководителя, то с его помощью (с помощью велосипеда конечно же, Федор Феликсович очень занят) город может быть изучен практически за 4-5 часов.
Главная часть города – это parallia (набережная), именно на ней собирается подавляющее большинство людей по вечерам, так как парковые дорожки вдоль линии моря очень красиво обустроены и освещаются всю ночь. К тому же путь через набережную, как правило, оказывается самым коротким. Местные жители и туристы находят себе место на лавочках и газонах, собираются в компании, слушают музыку, гуляют с собакой. В ясную погоду видна гора Олимп – там самая, на которой живут боги. Она и сейчас играет крайне важную роль в жизни местного населения: пока на ней лежит снег, вода на побережье не может достаточно прогреться для купания. Относительно Олимпа у меня в голове верталась вполне конкретная мысль – съехать с него на лыжах, что-то в этом есть необычное.
Основные интересные места города расположены вдоль первых двух-трех дорог, идущих параллельно набережной, поэтому путешествие в глубь города во многом не имеет смысла. Условный центр города, содержащий всю базовую инфраструктуру также расположен в километре от моря, поэтому все и всегда оказываются неизбежно на набережной. Однако, если вы хотите подняться на холмы и запечатлеть вид на город или отыскать домашний ресторанчик с Мишленовской звездой в глубине города, ужин в котором обошелся нам в 30 евро на двоих, то разок стоит забраться чуть-чуть повыше уровня моря (ссылку на ресторан готов дать по личному запросу).
В завершение дня
Ночная жизнь Салоник очень активна. Исторический центр города заполен маленькими улочками и тупиками, внутри которых можно найти уютные таверны и бары. Важно лишь узнать информацию у общительного местного населения о том, какие места действительно заслуживают посещения, в противном случае велик шанс попасть на скучные и дорогие туристические места – нас такое не интересует!
Другой важной стороной ночной жизни является большое количество фестивалей музыки и кино, которые проводятся практически каждую неделю в разных частях города. Мне довелось побывать на ряде выступлений местных музыкантов и, хоть я не поклонник подобной музыки, им стоит отдать должное. Если вы любитель электронной музыки или техно, то примерно раз в месяц в город приезжает какой-либо именитый исполнитель чтобы продемонстрировать магию музыки – невероятная атмосфера гарантирована.
Салоники не являются визитной карточкой Греции. Если вы захотите посетить эту страну, то, наверняка, выберете острова или Афины, и это будет правильным решением. Ближайшие пляжи находятся в часе езды при хорошем стечении обстоятельств, сам город не слишком велик даже для нескольких туристических дней.
В мой последний день в Греции таксист, подвозивший меня до аэропорта, поинтересовался что мне за время поездки не понравилось больше всего. Это был отличный вопрос, так как что-то негативное выделить практически не представлялось возможным. Откровенно говоря, я растерялся с ответом на этот вопрос, но спустя время сформировал – чувство дистанции между людьми. Население южных стран держит значительно меньшую физическую дистанцию в процессе общения. На такое практически не обращаешь внимание первый месяц или даже больше, но спустя два месяца мне очень захотелось вернуться в Москву и сделать культурный перерыв.
Подводя итоги, я хотел бы еще раз подчеркнуть – возможность подобной академической стажировки очень сложно переоценить. И дело не только в объективных знаниях, которые, честно говоря, мы могли бы получить и в России, но в том, что в новой для себя академической и культурной среде мы становимся лучше во многих планах.