Прикладной бакалавриат 2.0: первые итоги проекта в Татарстане
20 декабря 2019 г. в Министерстве образования и науки Республики Татарстан состоялась заключительная стратегическая сессия, посвященная представлению результатов проекта по развитию программ прикладного бакалавриата в Республике Татарстан.
Проект объединил 8 образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в том числе КФУ и КНИТУ-КАИ. Операторами проекта от Высшей школы экономики выступили Центр развития навыков и профессионального образования и ПУЛ «Развитие университетов». Команда Института образования НИУ ВШЭ была дополнена ведущими экспертами в области прикладного бакалавриата и реализации практико-ориентированного высшего образования – Олегом Ребриным, директором Инженерной школ новой индустрии УрФУ и Андреем Филипповичем, деканом факультета информационных технологий Московского Политеха.
«Главная идея проекта состояла в разработке концептуальных проектов программ прикладного бакалавриата – программ практико-ориентированного высшего образования. Особенно ценно, что мы вместе с коллегами из колледжей и вузов Татарстана искали и обсуждали наиболее оптимальную модель реализации, не пытаясь реинкарнировать модели из эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата в 2009-2014 гг.», – рассказала куратор проекта, научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Вера Мальцева.
В стратсессии приняли участие кураторы проекта от Министерства образования и науки Республики Татарстан, замдиректора колледжей и представители университетов, ключевые работодатели, эксперты Института образования (Федор Дудырев и Вера Мальцева). Открыл встречу заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов. Министр подчеркнул важность и перспективность программ прикладной направленности для университетов республики. Эксперты Института образования предложили три модели реализации прикладного бакалавриата, среди которых наиболее обоснованной представляется интегрированная ускоренная программа СПО-ВО. Выбранная модель позволяет ускорить подготовку в бакалавриате до 2,5-3 лет, одновременно формируя единую образовательную траекторию и сквозные образовательные результаты.
Команды разработчиков от вузов и колледжей Республики Татарстан презентовали концепции программ по модели интегрированной подготовки СПО-ВО по трем направлениям подготовки: Информатика и вычислительная техника, Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, Педагогическое образование. В ходе дискуссии эксперты сошлись во мнении, что подготовленные концепции представляют собой прототипы программ прикладного бакалавриата нового формата.
Участники проектной сессии договорились о продолжении работ в следующем году. Результатом этой работы станет методическая и нормативная рамка реализации интегрированных программ СПО-ВО.
Дудырев Федор Феликсович
Центр развития навыков и профессионального образования: Директор центра
Мальцева Вера Андреевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Научный сотрудник