Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей
После перехода к дистанционному обучению во время пандемии COVID-19 задача систематизации лучших практик создания цифровой образовательной среды в системе СПО приобрела особую актуальность. Было проведено качественное исследование (серия глубинных интервью) с целью выявить специфические особенности цифровизации профессиональных образовательных организаций (ПОО), выявить удачные решения и проанализировать трудности. В выборку вошли должностные лица региональных министерств, директора и преподаватели ПОО Московской области, Республики Татарстан, Белгородской области.
Главные выводы выпуска:
- Переход к дистанционному обучению привел к значительному расширению возможностей сетевой формы взаимодействия ПОО.
- Цифровизация в СПО привела к существенной трансформации планирования, отчетности и процедур сопутствующего документооборота. Однако введение цифровых журналов зачастую не сопровождалось отменой традиционного бумажного документооборота. Это привело к увеличению бюрократической нагрузки на преподавателей.
- Профессиональные образовательные организации испытывают недостаток предложения качественного контента. Открывшиеся технологические возможности для взаимодействия со студентами пока не подкреплены массивом современных образовательных материалов, прошедших экспертизу.
- К числу негативных эффектов, связанных с цифровизацией системы СПО, следует отнести усугубление образовательного неравенства. В этой связи одной из важнейших задач региональных властей становится нейтрализация социальных рисков, которые несет с собой цифровизация образовательного процесса в колледжах.
Цифровизация системы СПО (МЭО) (PDF, 1.32 Мб)