Поддержка студенческого технологического предпринимательства через образование: лучшие практики и ключевые вызовы

В Высшей Школе Экономики в рамках ежегодной конференции Ассоциации Исследователей Высшего Образования прошел круглый стол «Поддержка технологического предпринимательства в вузах: институциональные условия и индивидуальные траектории».

Круглый стол стал частью исследовательской программы, реализуемой научным коллективом Института Образования НИУ ВШЭ в рамках НЦМУ «Центр Междисциплинарных Исследований Человеческого Потенциала», связанной с изучением тех компонентов человеческого потенциала, которые выражаются в проактивном создании полезных структур и институтов. Предпринимательство, включая, прежде всего, технологическое предпринимательство – один из наиболее ярких примеров проявления указанных способностей. Поэтому исследовательская группа под руководством Павла Сорокина, руководителя Лаборатории Исследований Человеческого Потенциала и Образования, уделяет существенное внимание вопросам поддержки и обучения предпринимательству.

На круглом столе 16 октября были представлены и обсуждены первые результаты продолжающегося эмпирического исследования в области факторов успеха в обучении предпринимательству и особенностей индивидуальных траекторий обучающихся и выпускников. Выборкой исследования является около 100 углубленных интервью с выпускниками и учащимися программ обучения предпринимательству, а также анкетный опрос нескольких сот респондентов.

В центре внимания были следующие вопросы:

  1. В чем задача образования в точки зрения поддержки «технологического предпринимательства»? (Формировать мировоззрение, навыки, опыт? Готовить технологических предпринимателей, «классических» стартаперов, или, помимо этого, «корпоративных предпринимателей», может быть просто «предприимчивых сотрудников»?)
  2. Какова роль преподавателя/наставника/ментора в обучении (техно)-предпринимательству? Какие именно характеристики наиболее важны (реальный предпринимательский опыт, квалификация, умение реализовывать продвинутые методики и т.п.)? Где их найти и как их вовлечь?
  3. Какие организационные дизайны инициатив обучения (техно)-предпринимательству наиболее эффективны с учетом особенностей образовательной программы, вуза, региона? Как их построить?
  4. Какие индивидуальные характеристики человеческого потенциала учащихся и выпускников отличают успешные (техно-)предпринимательские траектории? Как их формировать?

В качестве участников дискуссии выступили, прежде всего, руководители инициатив обучения предпринимательству, выпускники и студенты которых стали респондентами обсуждаемого на Круглом Столе эмпирического исследования:

Круглый стол «Поддержка технологического предпринимательства в вузах: институциональные условия и индивидуальные траектории»

  1. Морозова Екатерина Владимировна, Директор Открытого Университета Сколково
  2. Елашкина Анна Владиславовна, Руководитель Школы предпринимательства ТехноСпарка
  3. Чикин Вячеслав Николаевич, кафедра технологического предпринимательства МФТИ – РОСНАНО
  4. Осадченко Александр Александрович, Директор Школы инженерного предпринимательства Томского политехнического университета
  5. Панявина Марина Леонидовна, Александр Валерьевич Васенев, руководители курса «Основы предпринимательства» Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления

Также важный вклад в дискуссию с точки зрения обобщения позиций различных сторон внесла Татьяна Львовна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.

Основным итогом Круглого Стола стало определение круга педагогических практик и организационных дизайнов, применение которых в обучении предпринимательству оказывается наиболее эффективным.

Участники Круглого Стола приняли решение о продолжении дискуссий и совместных эмпирических исследований в дальнейшем.

Презентация: Поддержка технологического предпринимательства в вузах (PPTX, 1015 Кб)

Видеозапись

Сессия организована в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).