Как социальное происхождение и способности сказываются на образовательно-карьерных траекториях молодежи?
В свежем номере журнала "Вопросы образования" вышла статья Веры Мальцевой и Натальи Розенфельд. Авторы показывают, как устроены девятилетние маршруты выпускников вузов в образовании и на рынке труда, и как социальный статус и способности влияют на выбор траектории. Исследование основано на лонгитюде "Траектории в образовании и профессии" и выполнено в рамках гранта РНФ.
О выпускниках российских вузов мы знаем много — о том, где и чему они учились, об их трудоустройстве и зарплатах. Значительно меньше известно об их маршрутах в образовании и на рынке труда, о том, каковы типичные траектории, все ли они укладываются в стандартную цепочку «школа — вуз — работа». Мы не знаем, как стартовые условия — социальное происхождение и способности — дифференцируют траектории, какие факторы определяют траекторию, в которой окажется молодой человек. В статье предпринимается попытка ответить на эти вопросы. На данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии» прослежены девятилетние траектории тех, кто к 25 годам получил высшее образование. Для выделения траекторий применялся анализ последовательностей, для определения шансов включения в тот или иной трек в зависимости от параметров человеческого капитала и социально-экономического статуса — регрессионный анализ при контроле на демографические характеристики.
В результате исследования выделены девять типичных траекторий: несколько разновидностей линейного трека, карьерные траектории, реверсивная, отложенная, нестабильная и транзитная. Набор траекторий в целом соответствует зафиксированному в исследованиях, проведенных в других странах, однако траектории российских выпускников оказались более гладкими. Тем не менее факторы человеческого капитала и социально-экономического статуса модерируют образовательно-карьерный маршрут. Шансы оказаться в траектории с постбакалаврским образованием значимо выше у более академически успешных. Включение в ранние карьерные траектории связано с некогнитивной характеристикой — большей открытостью новому опыту. Фактор социально-экономического статуса дифференцирует карьерные траектории: раннее взросление в ситуации невысокого статуса и поощряемая ранняя профессионализация в более благополучных условиях. Включение в нестабильную траекторию значимо не связано с социально-экономическим статусом или академической успеваемостью, но ассоциировано с низкой информированностью и пассивностью выбора первой специальности.
С полным текстом статьи можно познакомиться здесь.
Ранее по этой теме у авторов выходила колонка в РБК Тренды.