• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники лаборатории исследований человеческого потенциала и образования выступили на международной конференции с результатами исследований НЦМУ ЦМИЧП

С 22 по 24 ноября 2023 года в Национальном институте образования Наньянского технологического университета Сингапура состоялась международная конференция Всемирной ассоциации исследований в области образования (ERAS-WERA) 2023.

Сотрудники лаборатории исследований человеческого потенциала и образования выступили на международной конференции с результатами исследований НЦМУ ЦМИЧП

© Сорокин Павел

Члены консорциума НЦМУ ЦМИЧП приняли активное участие в конференции, представив на рассмотрение международного сообщества результаты последних исследований. Один из докладов, подготовленный Павлом Сорокиным, руководителем Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ и Юлией Корешниковой, старшим научным сотрудником этой же лаборатории, был посвящен изучению условий развития агентности (способности к созидательному проактивному действию), как одного из ключевых для успеха в современном мире элементов человеческого потенциала. Доклад назывался «От бихевиоризма к нео-конструктивизму: обзор образовательных теорий для задач развития самостоятельности в условиях деструктурации». Важность развития агентности (самостоятельности) связана с тем, что ранее стабильные системы общественных отношений становятся неустойчивыми, не только порождая риски, но и предоставляя людям возможности для проявления инициативы в создании новых сообществ и способов действия. 

В докладе авторы представили обзор и критический анализ доминирующих и признанных классическими образовательных теорий (learning theories) бихевиоризма, когнитивизма и конструктивизма на предмет их потенциала для задач развития способности к самостоятельному созидательному действию (агентности) и показали, что наиболее релевантной для развития агентности является конструктивистская теория, в которой обучающемуся отводится активная роль в достижении образовательных результатов. Но и эта теория имеет существенные ограничения, поскольку в центре внимания находится формирование у обучающихся когнитивных способностей – знаний и смыслов, воспроизводящих заданную извне социальную структуру, а не умение осуществлять самостоятельное созидательное действие, поддерживающее и совершенствующее социальный мир (включая создание сообществ или институтов). В докладе были представлены возможные основания для новой образовательной теории – неоконструткивизма, делающей акцент на способности к самостоятельному созидательному действию как ключевом образовательном результате, а также учитывающей ряд достижений когнитивизма и бихевиоризма, которые игнорируются в доминирующих интерпретациях конструктивизма.

Организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928)