От каких факторов зависит транзит из колледжа в вуз?
Автор разделяет транзитную траекторию на два класса: завершённый транзит (поступившие в вуз сразу после выпуска из колледжа) и отложенный (поступившие в вуз через некоторое время после окончания колледжа). Эмпирическую базу исследования составляет лонгитюд «Траектории в образовании и профессии» (2011–2020 гг.). В подвыборку для данного исследования входят выпускники учебных заведений среднего профессионального образования (СПО), среди них те, кто (1) окончил колледж и дальше не учился, (2) окончил колледж, учится в вузе по состоянию на 2020 г., (3) окончил и колледж, и вуз. В качестве метода применяется регрессионный анализ.
Выяснилось, что предикторами транзита «колледж — вуз» являются высокий социально-экономический статус выпускника учреждений СПО (высшее образование у родителей) и хорошая успеваемость в школе. Однако вход в транзит в большей степени зависит от социально-экономического статуса, так как при добавлении в модель этой переменной успеваемость. становится статистически незначимой. Таким образом, образовательный маршрут «9 классов — колледж — вуз» относится не к каналам социальной мобильности, а, скорее, к инструментам воспроизводства более высоких статусных позиций, чем у выпускников только с дипломом о СПО.
Опыт работы «транзитного» выпускника, в том числе полученный в формате совмещения учёбы и работы, даёт значимую отдачу на заработную плату, однако окончание вуза после колледжа, к 24 годам, не производит такого эффекта. Таким образом, в терминах теории человеческого капитала у недавних «транзитных» выпускников «колледж —вуз» специфический человеческий капитал даёт более выраженную отдачу, чем полученное образование — общий человеческий капитал.
Полный текст статьи доступен на сайте журнала.