Доклады по итогам экспедиции НИУ ВШЭ в Арктику
На ней выступили с докладами сотрудники Центра и участники экспедиции: студенты 4 курса ОП "Социология" Дарья Толстых и Александр Новиков, а также магистрант ОП "Доказательное развитие образования", стажер-исследователь Айдар Басыров.
Студенты в сентябре участвовали в исследовании траекторий молодежи в Норильске и Дудинке и посвятили им свои выступления, которые органично дополнили друг друга.
Дарья Толстых и Александр Новиков сфокусировались на выделении типичных образовательно-профессиональных траекториях молодежи и их связи с планами на миграцию. Авторы выявили две основные образовательные стратегии : (1) Образование как канал мобильности (2) Образование как канал профессионального развития. В первом случае триггерами для отъезда выступают, как правило, родители, которые учились в другом городе или работали на тяжелой физической работе. Во втором случае стремление получить диплом о высшем образовании позволяет пополнить символический капитал «на месте».
Айдар Басыров углубился в причины миграционных планов молодежи и дал рекомендации для снижения миграции из Арктической Зоны. Айдар выделил основную причину эмиграции из моногородов — возможности для самореализации. Однако в условиях, когда одно предприятие контролирует около 70 процентов рынка труда, снижается и свобода выбора труда. Молодым людям важно выбрать интересующую их образовательную программу и получить качественное образование.
Городам России необходимо развивать диверсифицированную экономику, а образовательным организациям необходимо не только готовить кадры для существующего рынка труда, но и предоставлять больше возможностей для самореализации молодежи.