Сотрудники Центра представили на ИВО 2023 специальную секцию

XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО 2023) «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника» прошла 25-27 октября.

Центр социологии культуры представил на ИВО специальную секцию «Образовательный опыт в контексте социальной мобильности: культурно-символическое измерение неравенства в высшем образовании». Исследователи Центра выступили с докладами, посвященными теоретико-методологическим проблемам изучения неравенства и социальной мобильности в высшем образовании, а также рассказали об основных результатах собственных эмпирических исследований.  

Секцию открыла модератор дискуссии и директор Центра Екатерина Павленко, дав краткий экскурс в широкий междисциплинарный контекст исследований неравенства и социальной мобильности в образовании. Далее были сделаны три доклада, посвященные разным аспектам исследовательской работы Центра – от собственных теоретических находок до разработки инструментов измерения, призванных проверить эти находки на практике. 

В рамках первого доклада Доминик Шевчик представил теоретический набросок к реинтерпретации различения в русле «сильной программы» социологии культуры. Если классическая концептуализация различения, как правило, ассоциируется с работами социолога Пьера Бурдье, то в данном докладе развивалась теоретизация различения, базирующаяся на работах социального антрополога Клиффорда Гирца и эвристической гипотезе социолога Эмиля Дюркгейма, что позволило выделить два измерения различения (семиотическое и эмоциональное) и уйти от структуралистских описаний неравенства к более интерпретативному подходу. 

Во втором докладе «Эмоциональные драйверы действия: культурные механизмы неравенства» Олесей Меркуловой были рассмотрены культурные различия практик воспитания в зависимости от социально-экономического положения родителей и их роли в формировании чувства «я» у детей. Была выдвинута гипотеза, что эти различия в дальнейшем сформировали разные паттерны социального взаимодействия, обуславливающие  воспроизводство неравенства несмотря на формально равный доступ к институтам образования и построения карьеры. 

В докладе «Измерение культурных механизмов мобильности: поиск инструментов оценки», подготовленном сотрудниками Центра Гаджиевом Акифом, Ярославом Бициоха и Толстых Дарьей, была описана процедура подбора и адаптации шкал измерения культурных механизмов мобильности для сбора количественных данных. Главный вызов данной работы – концепт «признание» не имеет «перевода на язык поля», что затрудняет процесс подбора инструмента оценки к количественному опросу. Задача была решена с помощью поиска смежных концептов и формирования пула инструментов измерения, которые в том или ином ключе отражают концепт признания. После их адаптации на русский язык, а также проведения психометрической апробации авторы получили количественные инструменты измерения концептов «признание» и «эмоциональные драйверы действия», впоследствии интегрированные в анкетный опрос.

Все представленные на секции доклады являются результатами исследования, выполненного за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00533).