• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы ребенок хорошо и с удовольствием учился в школе, нужно, чтобы он был самостоятельным. Этот опыт приобретается в детстве. Исследования самостоятельности дошкольников помогают проектировать такие практики и ситуации, которые позволяют получать опыт самостоятельности в бытовой, игровой, учебно-познавательных сферах. Наш проект построен на доказательных исследованиях самостоятельности в школе и детском саду, описывает условия для ее развития и предлагает практические советы родителям и воспитателям.

Операторы проекта


Центр исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Лаборатория возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета

Линии развития исследования

Представления родителей и воспитателей о самостоятельности детей для описания возрастной нормы развития самостоятельности в дошкольном возрасте

Связь уровня самостоятельности ребенка в дошкольном возрасте с его способностью адаптироваться к школе и развитием учебной самостоятельности

Практики и условия, которые влияют на развитие самостоятельности в детском саду и семье

Кейсы успешного развития бытовой, игровой и учебной самостоятельности в детском саду и даем рекомендации по организации развивающей среды

Проект в цифрах

6
академических публикаций о развитии самостоятельности в дошкольном возрасте
12
конференций, вебинаров, круглых столов и др. научных мероприятий
3
базы данных о представления родителей, воспитателей и учителей начальной школы о самостоятельности детей
5
стажировок участников проекта для обмена опытом
1
монография, включающая кейсы развития самостоятельности детей-дошкольников и рекомендации для родителей, воспитателей, методистов

Мероприятия проекта

2021 год

Ноябрь
  • Онлайн-семинар: «Новая школа для новых детей»
  • Круглый стол «Оценка самостоятельности детей в детских садах»
  • Лекция «Послушный или самостоятельный: агентность и автономия детей в представлениях родителей» в рамках всероссийского открытого семинара «Событийность в образовании»
Декабрь
  • Секция на ежегодной XXVII конференции МАРО «Влияние педагогического действия на самостоятельность»
  • Открытый научно-исследовательский семинар «Инициатива и самостоятельность в детских садах: подходы к исследованию»

2022 год

Апрель

Участие в XIX научно-практической конференции «Тенденции развития образования. Право и свобода в образовании»:

  • Доклад «Новый подход к оценке учебной самостоятельности студентов» в рамках малого пленума
  • Круглый стол «Возможна ли самостоятельность в современной школе»
  • Пленарный доклад: «Новый взгляд на благополучие детей в школе»

Участие в XXIII Ясинской конференции:

  • Круглый стол: «Самостоятельность в дошкольном возрасте: подходы к определению, измерению и развитию»
Сентябрь
  • Онлайн-семинар «Куда уходит детство»
  • Стажировка СФУ в НИУ ВШЭ «Разработка сценарных шкал и виньеток»
Октябрь
  • Онлайн-семинар «Между контролем и заботой»
  • Стажировка НИУ ВШЭ в СФУ

2023 год

Март
  • Участие в конференции «Тенденции развития образования»
Апрель
  • Участие в конференции «Подросток в мегаполисе»
  • Участие в XXIV Ясинской конференции
Май
  • Стажировка сотрудников НИУ ВШЭ в СФУ
  • Проведение заключительного этапа полевых исследований в г.Красноярск
Июнь
  • Работа над текстом монографии
  • Работа над текстом исследовательских статей
Июль
  • Принята на рецензирование в журнал "Психология. Журнал НИУ ВШЭ" статья Поливановой К.Н., Королевой Я.П., Струковой А.С. “Как происходит подготовка детей к школе в семье: практики родителей по развитию учебных навыков и самостоятельности в учебной сфере”
Сентябрь
  • Стажировка участников проекта в НИУ ВШЭ "Анализ качества измерительных инструментов"
Октябрь
  • Принята на рецензирование в журнал "Вопросы образования" статья Нисской А.К., Чувилиной А.С. "Факторы поддержки детской самостоятельности на этапе перехода к обучению в школе. Теоретический обзор"
  • Проведено открытое мероприятие по результатам стажировки "Как измерять самостоятельность детей в
    дошкольном возрасте.
Ноябрь
  • Результаты проекта представлены на конференции "Всероссийская научная конференция XVII Ковалевские чтения «Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы»
  • Завершена работа над драфтом монографии "Развитие автономии и самостоятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте"
Декабрь
  • Подготовлен отчет о научно-исследовательской работе в 2023 году
  • Подготовлена видеопрезентация результатов проекта

Шаги развития

  • 2021 год

    Разработана методология и дизайна исследования, программа эмпирического исследования

  • 2022 год

    Запущены эмпирическое исследование динамики самостоятельности дошкольников и лонгитюдное исследование для описания кейсов развития детской самостоятельности

    Проведено исследование представлений родителей о детской самостоятельности и стилевых характеристик родительских действий, способствующих и препятствующих развитию самостоятельности

    Создана модель развития детской самостоятельности при переходе детей из дошкольного в младший школьный возраст

  • 2023 год

    Подготовлена монография, в которой рассмотрены кейсы развития самостоятельности у дошкольников, даны методические рекомендации об эффективных родительских и педагогических действиях

Команда проекта

Поливанова Катерина Николаевна

Руководитель проекта, научный руководитель Центра исследований современного детства

Бочавер Александра Алексеевна

Директор Центра исследований современного детства

Королева Яна Павловна

Аспирант

Нисская Анастасия Константиновна

Научный сотрудник Центра исследований современного детства

Струкова Александра Сергеевна

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства, аспирант

Островерх Оксана Семеновна

Руководитель Лаборатории возрастной психологии и практик развития

Федоренко Елена Юрьевна

Главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития

Александрова Оксана Викторовна

Главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития

Калиновская Ксения Сергеевна

Главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития