Чтобы ребенок хорошо и с удовольствием учился в школе, нужно, чтобы он был самостоятельным. Этот опыт приобретается в детстве. Исследования самостоятельности дошкольников помогают проектировать такие практики и ситуации, которые позволяют получать опыт самостоятельности в бытовой, игровой, учебно-познавательных сферах. Наш проект построен на доказательных исследованиях самостоятельности в школе и детском саду, описывает условия для ее развития и предлагает практические советы родителям и воспитателям.
Операторы проекта
Центр исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Лаборатория возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета
Линии развития исследования
Представления родителей и воспитателей о самостоятельности детей для описания возрастной нормы развития самостоятельности в дошкольном возрасте
Связь уровня самостоятельности ребенка в дошкольном возрасте с его способностью адаптироваться к школе и развитием учебной самостоятельности
Практики и условия, которые влияют на развитие самостоятельности в детском саду и семье
Кейсы успешного развития бытовой, игровой и учебной самостоятельности в детском саду и даем рекомендации по организации развивающей среды
Проект в цифрах
Мероприятия проекта
2021 год
Ноябрь
- Онлайн-семинар: «Новая школа для новых детей»
- Круглый стол «Оценка самостоятельности детей в детских садах»
- Лекция «Послушный или самостоятельный: агентность и автономия детей в представлениях родителей» в рамках всероссийского открытого семинара «Событийность в образовании»
Декабрь
- Секция на ежегодной XXVII конференции МАРО «Влияние педагогического действия на самостоятельность»
- Открытый научно-исследовательский семинар «Инициатива и самостоятельность в детских садах: подходы к исследованию»
2022 год
Апрель
Участие в XIX научно-практической конференции «Тенденции развития образования. Право и свобода в образовании»:
- Доклад «Новый подход к оценке учебной самостоятельности студентов» в рамках малого пленума
- Круглый стол «Возможна ли самостоятельность в современной школе»
- Пленарный доклад: «Новый взгляд на благополучие детей в школе»
Участие в XXIII Ясинской конференции:
- Круглый стол: «Самостоятельность в дошкольном возрасте: подходы к определению, измерению и развитию»
Сентябрь
- Онлайн-семинар «Куда уходит детство»
- Стажировка СФУ в НИУ ВШЭ «Разработка сценарных шкал и виньеток»
Октябрь
- Онлайн-семинар «Между контролем и заботой»
- Стажировка НИУ ВШЭ в СФУ
2023 год
Март
- Участие в конференции «Тенденции развития образования»
Апрель
- Участие в конференции «Подросток в мегаполисе»
- Участие в XXIV Ясинской конференции
Май
- Стажировка сотрудников НИУ ВШЭ в СФУ
- Проведение заключительного этапа полевых исследований в г.Красноярск
Июнь
- Работа над текстом монографии
- Работа над текстом исследовательских статей
Июль
- Принята на рецензирование в журнал "Психология. Журнал НИУ ВШЭ" статья Поливановой К.Н., Королевой Я.П., Струковой А.С. “Как происходит подготовка детей к школе в семье: практики родителей по развитию учебных навыков и самостоятельности в учебной сфере”
Сентябрь
- Стажировка участников проекта в НИУ ВШЭ "Анализ качества измерительных инструментов"
Октябрь
- Принята на рецензирование в журнал "Вопросы образования" статья Нисской А.К., Чувилиной А.С. "Факторы поддержки детской самостоятельности на этапе перехода к обучению в школе. Теоретический обзор"
- Проведено открытое мероприятие по результатам стажировки "Как измерять самостоятельность детей в
дошкольном возрасте.
Ноябрь
- Результаты проекта представлены на конференции "Всероссийская научная конференция XVII Ковалевские чтения «Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы»
- Завершена работа над драфтом монографии "Развитие автономии и самостоятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте"
Декабрь
- Подготовлен отчет о научно-исследовательской работе в 2023 году
- Подготовлена видеопрезентация результатов проекта
Шаги развития
-
2021 год
Разработана методология и дизайна исследования, программа эмпирического исследования
-
2022 год
Запущены эмпирическое исследование динамики самостоятельности дошкольников и лонгитюдное исследование для описания кейсов развития детской самостоятельности
Проведено исследование представлений родителей о детской самостоятельности и стилевых характеристик родительских действий, способствующих и препятствующих развитию самостоятельности
Создана модель развития детской самостоятельности при переходе детей из дошкольного в младший школьный возраст
-
2023 год
Подготовлена монография, в которой рассмотрены кейсы развития самостоятельности у дошкольников, даны методические рекомендации об эффективных родительских и педагогических действиях
Команда проекта
Руководитель проекта, научный руководитель Центра исследований современного детства
Директор Центра исследований современного детства
Аспирант
Научный сотрудник Центра исследований современного детства
Стажер-исследователь Центра исследований современного детства, аспирант
Руководитель Лаборатории возрастной психологии и практик развития
Главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития
Главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития
Главный научный сотрудник Лаборатории возрастной психологии и практик развития