Международный Летний институт «Исследования в области образования 2025: искусственный интеллект в образовании»

С 7 по 11 июля в Восточно-Китайском педагогическом университете в Шанхае прошел Международный Летний институт «Исследования в области образования 2025: искусственный интеллект в образовании». Организаторами Летнего института выступили Институт образования НИУ ВШЭ и факультет компьютерных наук Восточно-Китайского педагогического университета.

Международный Летний институт «Исследования в области образования 2025: искусственный интеллект в образовании»

В рамках программы Летнего института были реализованы три трека: ИИ и навыки, ИИ и оценивание (психометрика), ИИ и педагогика. Данная площадка предоставила возможность молодым исследователям со всего мира получить передовые знания в об ИИ в образовании, улучшить свои исследовательские проекты и завести ценные знакомства.

В Летнем институте приняли активное участие: директор Института образования Евгений Терентьев, директор Центра социологии высшего образования Иван Груздев и стажер-исследователь Института образования и Центра социологии высшего образования Данила Павлюк. Коллеги поделились своими впечатлениями и рассказали о наиболее интересных результатах Летнего института.

Было особенно интересно побывать в нескольких китайских университетах и пообщаться с коллегами, узнать, как обстоят дела в исследованиях искусственного интеллекта, какой ландшафт этих исследований. Мне очень понравилась лекция Ивана Карлова с попыткой типологизации различных инструментов ИИ в образовании. Более того, мы с Евгением Андреевичем ездили в Нанкин, в местный Институт образования, и коллеги из руководства данного подразделения крайне заинтересованы в сотрудничестве, в студенческом обмене и в совместных исследованиях. Это очень ценно.

Иван Груздев, директор Центра социологии высшего образования

Евгений Терентьев выделил три ключевых результата исследовательской деятельности Летнего института.

Во-первых, университеты все еще очень инертны и сильно отстают от реальных практик использования генеративного ИИ студентами и преподавателями. Этот разрыв был очень заметен в рамках целой серии докладов на данных социологических обследований и наблюдений за национальными политиками в области регулирования и распространения ИИ. Во-вторых, оценивание образовательных результатов становится одной из областей, где мы можем наблюдать наиболее разнообразные и продвинутые способы использования генеративного ИИ. В-третьих, кажется, в будущем мы станем свидетелями нового цифрового разрыва. Навыки использования ИИ станут дополнительным измерением, которое будет усиливать разницу в образовательных результатах студентов и сильнее дифференцировать вузы с точки зрения качества образования, адекватности и эффективности использования технологий ИИ.

Евгений Терентьев, директор Института образования

Данила Павлюк не только внес вклад в организацию Летнего института, но и принимал активное участие в рамках трека «ИИ и навыки».

На данном треке мы рассматривали влияние генеративного ИИ на рынок труда. В частности, мы обсуждали распространенный миф о том, что ИИ скоро заменит работников во всех сферах деятельности. На самом деле, согласно многим экономическим теориям, это не совсем так: сотрудники, чья деятельность не рутинна и требует определенной когнитивной нагрузки, скорее будут использовать ИИ комплементарно — дополняя свою работу. Мы разобрали несколько известных научных статей на эту тему, а на воркшопах знакомились с тем, как можно использовать ИИ для анализа данных.

Данила Павлюк, стажер-исследователь Института образования

Евгений Терентьев отметил, что Летний институт позволил укрепить стратегическое сотрудничество Института образования с Восточно-Китайским педагогическим университетом, где находится крупнейший и один из наиболее передовых институтов в области исследований и разработок ИИ в образовании, обладающий статусом национальной лаборатории. Более того, коллегам наладить контакты со многими исследователями в сфере исследований ИИ.

У нас был очень интересный состав ключевых спикеров. Мы познакомились с Миком Фанги из Образовательного университета Гонконга и с Оканом Булутом из Канадского университета. Коллеги проводят очень интересные исследования с разных позиций: у Мика – исследование педагогики и совместного обучения в условиях распространения технологии ИИ, у Окана – исследование возможностей применения технологий генеративного ИИ для изменения подходов к оцениванию образовательных результатов. Это очень ценные новые контакты, мы планируем целый ряд совместных проектов с коллегами в будущем.

Евгений Терентьев, директор Института образования

Летний институт стал крайне важной площадкой и для развития проекта «Международное академическое сотрудничество: трансформация аспирантуры в России и Китае» Института образования НИУ ВШЭ и Института образования Университета Цинхуа. В частности, Данила Павлюк представил перед экспертами результаты российско-китайского исследования о практиках использования генеративного ИИ в аспирантуре («Practices and correlates of using generative AI in doctoral education: a comparative case study in China and Russia»). С этим же исследованием Данила выступал и на специализированной конференции в Сучжоу.

Мне дали ценную обратную связь и предложили целый спектр теоретических рамок для объяснения наших результатов. Планирую продолжать дорабатывать нашу совместную публикацию с учетом новых комментариев, полученных в рамках этой ценной площадки.

Данила Павлюк, стажер-исследователь Института образования