Статья сотрудников Центра опубликована в журнале Studies in Higher Education
Ответы на эти вопросы находят Игорь Чириков и Евгения Шмелева в их новой статье в Studies in Higher Education
В Studies in Higher Education была опубликована статья Игоря Чирикова и Евгении Шмелевой The role of faculty in reducing academic dishonesty among engineering students о роли наказаний за списывание со стороны преподавателей в формировании отношения к списыванию студентов-инженеров российских вузов. Данное исследование отвечает на три вопроса:
1. Становится ли отношение студентов к списыванию более терпимым в процессе обучения в вузе?
2. Как преподаватели российских вузов действуют, когда сталкиваются со списыванием на экзаменах?
3. Способны ли более строгие наказания за списывание стимулировать более честное отношение к обучению у студентов?
Эмпирической основой исследования стали данные национального лонгитюдного репрезентативного опроса 2336 студентов инженерных направлений подготовки (первокурсников и третьекурсников) 34 российских вузов, а также их преподавателей. Уникальный дизайн исследования позволил сопоставить каждого опрошенного студента с его преподавателями и оценить эффект действий преподавателя при обнаружении списывания на экзамене на отношение студентов к списыванию.
В первые два года обучения доля учащихся, терпимых к академической нечестности, увеличивается на 5 процентов, в то время как в зарубежных вузах (например, в США) доля нечестных студентов обычно сокращается. Игорь Чириков и Евгения Шмелева показывают, что несмотря на увеличение академической нечестности среди студентов, более суровые наказания со стороны преподавателей способны изменить отношение студентов к академическому мошенничеству. Результаты исследования показывают важность усиления роли преподавателей в продвижении академической честности среди студентов.