Состоялась защита кандидатской диссертации Бековой Сауле Каэржановны

 12 октября 2020 года состоялась защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук об образовании С.К. Бековой на тему «Взаимосвязь трудовой деятельности и отсева в российской аспирантуре». Защиту провел Комитет в составе М.М. Юдкевич (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), А. Кужабековой (Карлтонский университет, Канада; Назарбаев университет, Казахстан), Б.И. Бедного (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»), И.Г. Телешовой (ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова») и А.И. Нефедовой (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»).

 Диссертация Бековой Сауле посвящена изучению проблемы отсева из аспирантуры. В России в последнее время ситуация с отсевом постоянно ухудшается: с 2007 года доля выпускников, которые не защитили диссертацию в нормативный срок, постоянно растет, и в 2019 году составила 89,6%. При этом для многих аспирантов обучение не является основным видом занятости, поскольку 90% аспирантов совмещают учебу с работой. Государственная финансовая поддержка аспирантов сегодня весьма незначительна: государственная стипендия аспирантов в 5-10 раз меньше величины среднего дохода, при этом практически отсутствуют негосударственные источники финансирования. Несмотря на то что в аспирантуре большая часть мест (67,3% мест в университетах и 84,8% – в научных институтах) обеспечиваются бюджетными средствами, поддержка аспирантов недостаточна, и многие из них вынуждены работать.

 В работе была изучена связь между совмещением учебы и работы с процессом и результатами обучения аспирантов на базе всероссийского опроса аспирантов, лонгитюдного исследования аспирантов НИУ ВШЭ, а также интервью с аспирантами с разными результатами обучения.

 Работающие вне вуза аспиранты – наиболее уязвимая категория. Среди них выше доля тех, кто еще при поступлении рассматривал степень как средство для карьерного роста в неакадемической сфере. Эти аспиранты испытывают наибольшие сложности с совмещением учёбы с работой – их занятость часто не связана с темой диссертации, они реже встречаются с научным руководителем, а также среди них выше доля тех, кто не планирует защищать диссертацию. Но зато эти аспиранты испытывают наименьшие финансовые трудности, и у них лучше ситуация с определённостью карьерных планов. Работающие в вузе – также неоднородная группа. Существуют серьезные дисциплинарные различия: аспиранты в точных науках чаще трудоустроены как исследователи, а аспиранты, обучающиеся по направлениям социальных наук чаще заняты административной работой в вузах. Последние чаще испытывают сложности с совмещением учебы и работы.

 Но характеристики трудоустройства связаны не только с процессом обучения, но также и с результатами обучения. На базе лонгитюдного набора данных была выявлена связи между трудоустройством и шансами на защиту диссертации. Трудоустройство в целом – негативный фактор, но важно место трудоустройства и характер работы. Для не трудоустроенных в вузе положительно с шансами на защиту связаны планы работать в университете после окончания аспирантуры, получение дополнительной финансовой и академической поддержки, а также больше шансов имеют защититься те, кто завершил предыдущую ступень образования в том же вузе. Для работающих в вузе важен характер работы – занятые на исследовательских позициях имеют больше шансов защититься, чем те, кто работает преподавателем или занимает административную позицию.

 Члены Комитета единогласно проголосовали за присуждение С.К. Бековой ученой степени кандидата наук об образовании (PhD in Education).