Доказательное развитие аспирантуры: ландшафт исследований аспирантского опыта

Новая статья Светланы Жучковой в "Университетском управлении"

Доказательное развитие аспирантуры: ландшафт исследований аспирантского опыта

Младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Светлана Жучкова представила работу, опубликованную в журнале "Университетское управление: практика и анализ". Ведущие исследователи аспирантуры в нашей стране часто говорят о дефиците данных об аспирантуре в России, что затрудняет анализ текущих проблем и выявление потенциальных решений. Как обстоят дела с исследованиями аспирантуры на национальном, межвузовском и институциональном уровнях за рубежом подробно раскрыто в исследовании. 

Аннотация работы: В ведущих зарубежных университетах широкое распространение получили регулярные опросы аспирантов, посвященные их карьерным траекториям, удовлетворенности программой и процессом обучения, организацией научного руководства и другим аспектам аспирантского опыта. Результаты таких исследований становятся основой для принятия решений по совершенствованию аспирантских программ и позволяют оценивать эффект от вводимых мер. В России же вследствие дефицита эмпирических данных об аспирантском опыте невозможно выявить и устранить причины наблюдающейся на протяжении нескольких последних лет низкой результативности аспирантуры. Для поддержания дискуссии о необходимости проведения в нашей стране мониторинговых исследований такого рода в статье приведены результаты анализа открытой информации с сайтов порядка 150 зарубежных учреждений, организующих исследования аспирантуры на национальном, межвузовском и институциональном уровнях. Представленный обзор показывает, насколько активно происходит сбор данных об аспирантуре в США, Канаде, Австралии и Великобритании, где существуют либо один, либо несколько масштабных проектов, стимулирующих к сбору таких данных, относящихся к нескольким десяткам вузов сразу, и каким образом результаты этих исследований используются вузами, работодателями и абитуриентами. На примере тем, связанных с мотивацией поступления в аспирантуру, карьерными траекториями аспирантов и организацией научного руководства, обсуждается, каким образом описываемые практики проведения исследований могут быть использованы для доказательного развития российской аспирантуры.

С текстом работы можно ознакомиться по ссылке. 

 

Жучкова Светлана Васильевна

Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник