Стажировка Светланы Жучковой в Китае
Программа «Академическая аспирантура» – это специальная программа в рамках обучения в аспирантуре НИУ ВШЭ. Программа предполагает, что аспирант не только проходит образовательную программу, но и находится на факультете, кафедре или в исследовательском центре НИУ ВШЭ полный день. Цель программы – ориентация аспиранта на развитие академической карьеры и интеграция в научную среду. Все аспиранты, обучающиеся на программе «Академическая аспирантура», получают возможность провести не менее одного семестра в одном из партнерских университетов за рубежом. Целью такой стажировки является участие в научных семинарах и конференциях и написание совместной научной статьи с зарубежными партнерами.
Изначально предполагалось, что данная стажировка будет проходить в Университете Цинхуа, с которым Институт образования выиграл конкурс "Международное академическое сотрудничество". Но в процессе предварительных встреч с коллегами Светлане удалось познакомиться с командами из двух других университетов: Пекинского университета и Пекинского технологического института. Таким образом, в течение трех с половиной недель Светлана равномерно взаимодействовала со всеми тремя университетами и с тремя исследовательскими группами, занимающимися изучением аспирантуры.
Большая часть стажировки представляла собой трансляцию экспертизы Центра социологии высшего образования по вопросам развития российской аспирантуры. Это происходило в разных форматах: в формате гостевых лекций, участий в воркшопах, в круглых столах, а также в аспирантских семинарах. Выступления были посвящены общим трендам развития аспирантуры в исторической перспективе, основным барьерам к повышению результативности аспирантуры.
«Я участвовала в аспирантских семинарах и давала местным аспирантам фидбек как уже состоявшийся исследователь. Также мы провели ряд встреч с нашей командой из России, где делились друг с другом деталями контекста того, как работает аспирантура в двух странах. И поскольку мы выиграли еще конкурс на совместные проекты, важно было начать разговор, погружение в контекст, чтобы мы с каждой стороны знали какие-то базовые вещи, про то, как работает аспирантура в обеих странах».
Жучкова Светлана Васильевна, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, заместитель директора Института образования
Со своей стороны, коллеги из Китая делились опытом проведения и результатами эмпирических исследований аспирантуры. Например, на одном из семинаров Светлане представили прогнозную оценку числа обучающихся в магистратуре и аспирантуре к 2030 году на основе национальной статистики. Наиболее приятное впечатление от стажировки оставило после себя именно взаимодействие с коллегами из Китая, они показали себя открытыми и готовыми к сотрудничеству.
«Они готовы помочь во всем, и даже не ограничиваясь только академическим сотрудничеством. Интересно, что у них довольно много правил, конвенций, связанных с иерархией. И поскольку я туда приехала не просто как аспирант, а как заместитель директора Института образования, для них это поначалу было довольно непривычно. Мне даже, допустим, задавали вопрос: не против ли я, что со мной рядом сядет пост-док? Они имели в виду, что пост-док – это слишком низкая позиция, по сравнению с моей. Мне очень неловко было из-за этого. И мне кажется, что мне удалось даже развеять какие-то стереотипы, продемонстрировав, что у нас такой молодой Институт, что для нас это не является преградой для сотрудничества, и, наоборот, мы готовы открыто взаимодействовать совершенно с любой аудиторией».
Жучкова Светлана Васильевна, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, заместитель директора Института образования
Основным достижением по итогам стажировки стало появление большого количества новых контактов из трех основных исследовательских групп Китая, занимающихся исследованиями аспирантуры, что должно внести большой вклад в развитие Института образования. Более того, стажировка создала основу для запуска совместного исследования аспирантуры в рамках проекта с Университетом Цинхуа.
В числе ближайших шагов в этом направлении можно выделить проведение совместной конференции на тему исследований аспирантуры, а также публикацию научных работ в китайских журналах. Исследователи Института образования планируют описать тренды развития российской аспирантуры за последние несколько лет для публикации в китайском журнале о развитии высшего образования, а коллеги из Китая планируют подготовку аналогичной статьи для ее публикации в специальном выпуске журнала «Вопросы образования» про образование в странах БРИКС. Более того, студенты и аспиранты из Китая были приглашены на летнюю школу Института образования в Кыргызстане.