Стажировка Светланы Жучковой в Китае

Жучкова Светлана Васильевна, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, приняла участие в стажировке в рамках программы «Академическая аспирантура».

Стажировка Светланы Жучковой в Китае

Программа «Академическая аспирантура» – это специальная программа в рамках обучения в аспирантуре НИУ ВШЭ. Программа предполагает, что аспирант не только проходит обязательную обучающую программу, но и находится на факультете, кафедре или в исследовательском центре НИУ ВШЭ полный день. Цель программы – ориентация аспиранта на развитие академической карьеры, максимально адаптировав в научной среде. Помимо этого, все аспиранты, обучающиеся на программе «Академическая аспирантура», получают возможность провести не менее одного семестра в одном из партнерских университетов за рубежом. Целью такой стажировки является не только участие в научных семинарах и конференциях и знакомство с литературой, но, прежде всего,  возможность вписать свою научную проблему в международный академический контекст.

Изначально предполагалось, что данная стажировка будет проходить в университете Циньхуа, с которым Институт образования выиграл конкурс на международную зеркальную лабораторию. Но в процессе предварительных встреч с коллегами Светлане удалось познакомиться еще с командами из двух других университетов: Пекинского университета и Пекинского политехнического университета. Таким образом, в течение трех с половиной недель Светлана равномерно взаимодействовала со всеми тремя университетами и с тремя исследовательскими группами, занимающимися изучением аспирантуры.

Большая часть стажировки представляла собой трансляцию экспертизы Центра социологии высшего образования касаемо российской аспирантуры.  Это происходило в разных форматах: в формате гостевых лекций, участий в воркшопах, участие в круглых столах, а также участия в аспирантских семинарах. В основном выступления были про общие тренды развития в исторической перспективе, про некоторые основные барьеры к повышению результативности аспирантуры. Также был проведен ряд встреч именно с командой со стороны ЦСВО в Zoom, где исследователи созванивались и делились друг с другом деталями контекста того, как работает аспирантура в двух странах.

 

«Я участвовала в их аспирантских семинарах и давала им фидбек как уже состоявшийся исследователь. Также мы провели ряд встреч с нашей командой из России, где созванивались и делились друг с другом деталями контекста того, как работает аспирантура в двух странах. И поскольку мы выиграли еще конкурс на совместные проекты, важно было начать разговор, погружение в контекст, чтобы мы с каждой стороны знали какие-то базовые вещи, про то, как работает аспирантура в обеих странах». 

Жучкова Светлана Васильевна, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, заместитель директора Института образования 

Со своей стороны, коллеги из Китая делились опытом своих исследований аспирантуры в рамках круглых столов и аспирантских семинаров. Например, на одном из них Светлане представили аналитику на основе национальной статистики. Соответственно, на встрече, где происходило взаимодействие двух команд, российские исследователи задавали различные вопросы, в том числе касающиеся китайской аспирантуры. Наиболее приятное впечатление оставило после себя именно взаимодействие с коллегами из Китая, они показали себя открытыми и готовыми к сотрудничеству.

«Они готовы помочь во всем, и даже не ограничиваясь только академическим сотрудничеством. Интересно, что у них довольно много правил, конвенций связанных с иерархией. И поскольку я туда приехала не просто как аспирант, а как заместитель директора института образования, для них это поначалу было довольно непривычно. Мне даже, допустим, задавали вопрос: не против ли я, что со мной рядом сядет пост-док? Они имели в виду, что пост-док – это слишком низкая позиция, по сравнению с моей. Мне очень неловко было из-за этого. И мне кажется, что мне удалось даже развеять какие-то  стереотипы, продемонстрировав, что у нас такой молодой институт, что для нас это не является преградой для сотрудничества, и наоборот мы готовы открыто взаимодействовать совершенно с любой аудиторией». 

Жучкова Светлана Васильевна, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, заместитель директора Института образования 

Основным достижением по итогам стажировки стало активное налаживание новых контактов. Таким образом, российские исследователи познакомились с тремя основными исследовательскими группами, занимающимися исследованиями аспирантуры. Это внесло большой вклад в развитие Института образования. Более того, стажировка создала основу для запуска совместного исследования аспирантуры в рамках зеркальной лаборатории

В числе ближайших шагов в этом направлении можно выделить проведение совместной конференции на тему исследований аспирантуры, а также публикацию научных работ в журналах в Китае. Исследователи Института образования планируют описать тренды развития российской аспирантуры за последние несколько лет для публикации в китайских журналах, а коллеги из Китая планируют создание аналогичной статьи для ее размещения в специальном выпуске журнала «Вопросы образования» про страны БРИКС. Более того, студенты аспиранты из Китая были приглашены на летнюю школу Института Образования в Киргизии