• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Лонгитюдное исследование моделей образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности проводится в нескольких российских вузах с 2022 года. 

Цель исследования – изучение и типологизация способов взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, анализ связи образовательного поведения и показателей успешности студентов.

Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о студентах бакалавриата очной формы обучения в течение 4 лет.

Ключевая прикладная задача исследования — формирование доказательной базы для принятия решений в области образовательной политики университетов для повышения успешности студентов.

Чем уникально исследование?

  • Исследование позволяет лучше понять образовательное поведение студентов в вузах-участниках. Оно проводится на одних и тех же студентах ежегодно на протяжении четырех лет.
  • Исследование является межвузовским. Руководство вузов и сами студенты будут имеют возможность сравнить себя и свою деятельность с другими ведущими вузами России.
  • Исследование позволяет формировать доказательную базу для принятия обоснованных решений для обеспечения успешности студентов и оценки эффективности образовательной политики, реализуемой университетом.

  • Исследование расширяет научные знания и позволяет систематизировать и типологизировать образовательное поведение студентов.

Дизайн лонгитюдного исследования

В исследовании принимают участие две когорты студентов: поступившие в вузы в 2022 и в 2023 году.

Выборка исследования многоступенчатая. Сначала внутри университета производится отбор укрупненных направлений подготовки, участвующих в исследовании. Из списка направлений подготовки случайным образом отбираются учебные группы. В каждой из учебных групп в начале каждого учебного года проводится сплошное исследование: студенты проходят тестирование и опрос в компьютерных классах.

Дополнительно к количественным данным в исследовании собираются лонгитюдные интервью со студентами из нескольких вузов-участников.

Инструментарий лонгитюдного исследования

Количественное исследование

Инструментарий каждой волны исследования состоит из теста, измеряющего уровень универсальных компетенций (критическое мышление для первой когорты, саморегуляция и коммуникация – для второй когорты студентов), и опроса. Тематические блоки анкеты варьируются в каждой волне исследования: часть вопросов повторяется, часть характеристик измеряется срезово. 

Качественное исследование

Дополнительное к количественным данным в исследовании собираются лонгитюдные интервью со студентами. Гайд каждой волны исследования сфокусирован на нескольких ключевых темах.

Гайд интервью первой волны состоит из тем, описывающих опыт студентов до поступления в университет, их установки и убеждения, отношение студентов к высшему образованию, ожидания и первые впечатления от обучения в университете, а также социально-экономический бэкграунд семьи. 

Гайд интервью второй волны затрагивает темы, описывающие сравнение ожиданий студентов по поводу учебы в университете с реальностью, учебную мотивацию, образовательное поведение, а также отношение студентов к высшему образованию. 

В третьей волне исследования было разработано два гайда: (1) для студентов, продолжающих обучение, (2) для тех, кто отчислился или перевелся в другой университет/направление подготовки.

В гайд для студентов, продолжающих обучение, были заложены темы, описывающие восприятие ценности высшего образования, универсальных компетенций, чувства принадлежности к университету, жизненного успеха и планов на создание семьи.

В гайд для тех, кто отчислился или перевелся в другой университет/направление подготовки, были заложены темы, касающиеся принятия решения об отчислении/переводе, процессе отчисления/ перевода, жизни после отчисления/перевода, а также темы, описывающие восприятие ценности высшего образования, чувства принадлежности к университету и жизненного успеха.