О проекте
Лонгитюдное исследование моделей образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности проводится в нескольких российских вузах с 2022 года.
Цель исследования – изучение и типологизация способов взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, анализ связи образовательного поведения и показателей успешности студентов.
Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о студентах бакалавриата очной формы обучения в течение 4 лет.
Ключевая прикладная задача исследования — формирование доказательной базы для принятия решений в области образовательной политики университетов для повышения успешности студентов.
Чем уникально исследование?
- Исследование позволяет лучше понять образовательное поведение студентов в вузах-участниках. Оно проводится на одних и тех же студентах ежегодно на протяжении четырех лет.
- Исследование является межвузовским. Руководство вузов и сами студенты будут имеют возможность сравнить себя и свою деятельность с другими ведущими вузами России.
-
Исследование позволяет формировать доказательную базу для принятия обоснованных решений для обеспечения успешности студентов и оценки эффективности образовательной политики, реализуемой университетом.
-
Исследование расширяет научные знания и позволяет систематизировать и типологизировать образовательное поведение студентов.
Дизайн лонгитюдного исследования
В исследовании принимают участие две когорты студентов: поступившие в вузы в 2022 и в 2023 году.
Выборка исследования многоступенчатая. Сначала внутри университета производится отбор укрупненных направлений подготовки, участвующих в исследовании. Из списка направлений подготовки случайным образом отбираются учебные группы. В каждой из учебных групп в начале каждого учебного года проводится сплошное исследование: студенты проходят тестирование и опрос в компьютерных классах.
Дополнительно к количественным данным в исследовании собираются лонгитюдные интервью со студентами из нескольких вузов-участников.
Инструментарий лонгитюдного исследования
Количественное исследование
Инструментарий каждой волны исследования состоит из теста, измеряющего уровень универсальных компетенций (критическое мышление для первой когорты, саморегуляция и коммуникация – для второй когорты студентов), и опроса. Тематические блоки анкеты варьируются в каждой волне исследования: часть вопросов повторяется, часть характеристик измеряется срезово.
Качественное исследование
Дополнительное к количественным данным в исследовании собираются лонгитюдные интервью со студентами. Гайд каждой волны исследования сфокусирован на нескольких ключевых темах.
Гайд интервью первой волны состоит из тем, описывающих опыт студентов до поступления в университет, их установки и убеждения, отношение студентов к высшему образованию, ожидания и первые впечатления от обучения в университете, а также социально-экономический бэкграунд семьи.
Гайд интервью второй волны затрагивает темы, описывающие сравнение ожиданий студентов по поводу учебы в университете с реальностью, учебную мотивацию, образовательное поведение, а также отношение студентов к высшему образованию.
В третьей волне исследования было разработано два гайда: (1) для студентов, продолжающих обучение, (2) для тех, кто отчислился или перевелся в другой университет/направление подготовки.
В гайд для студентов, продолжающих обучение, были заложены темы, описывающие восприятие ценности высшего образования, универсальных компетенций, чувства принадлежности к университету, жизненного успеха и планов на создание семьи.
В гайд для тех, кто отчислился или перевелся в другой университет/направление подготовки, были заложены темы, касающиеся принятия решения об отчислении/переводе, процессе отчисления/ перевода, жизни после отчисления/перевода, а также темы, описывающие восприятие ценности высшего образования, чувства принадлежности к университету и жизненного успеха.