Выборка
В исследовании принимают участие две когорты студентов: поступившие в вузы в 2022 году и в 2023 году. Когорта студентов, подступивших в вузы в 2022 году, представлена шестью селективными вузами; поступивших в 2023 году – десятью вузами, среди которых есть как селективные, так и не селективные.
Для формирования выборки студентов использовалась два подхода: 1) мноступенчатая выборка с отбором направлений подготовки и учебных групп; 2) сплошная выборка
Пол
Среди студентов, которые приняли участие в исследовании, почти равнонаполненные группы по полу: среди поступивших в вуз в 2022 году 54% юношей и 46% девушек, а среди поступивших в вуз в 2023 году - 54% девушек и 46% юношей.
Направление подготовки
Среди поступивших в вуз в 2022 году более половины студентов обучаются инженерному делу, технологиям и техническим наукам (55%), к другим распространенным направлениям обучения относятся математические и естественные науки (17%), гуманитарные науки (16%) и науки об обществе (10%), еще 2% студентов обучаются на других направлениях подготовки.
Среди поступивших в вуз 2023 году почти половина студентов обучается инженерному делу, технологиям и техническим наукам (41%), к другим распространенным направлениям обучения относятся гуманитарные науки (29%), математические и естественные науки (11%), науки об обществе (7%), образование и педагогические науки, еще 5% студентов обучаются на других направлениях подготовки.
Материальное положение
Наибольшая доля студентов, поступивших в вуз в 2022 году, охарактеризовала положение своей семьи как достаточно обеспеченное материально (42%). Четверть респондентов оценила материальное положение своей семьи выше среднего уровня (26%), а пятая часть – ниже среднего уровня (18%). Невысокая самооценка материального положения своей семьи была характерна для 14% студентов.
В свою очередь, наибольшая доля студентов, поступивших в вуз в 2023 году, охарактеризовала положение своей семьи как достаточно обеспеченное материально (43%). Треть респондентов оценила материальное положение своей семьи выше среднего уровня (31%), а пятая часть – ниже среднего уровня (18%). Невысокая самооценка материального положения своей семьи была характерна для 8% студентов.
Учебное заведение до поступления в вуз
Перед поступлением в университет большинство студентов обеих когорт (2022 и 2023 года) закончили полную среднюю школу (94%), 6% опрошенных студентов относятся к «транзитным» – они поступили в университет после получения среднего профессионального образования.
Тип школы
Большая часть студентов, поступиших в вуз в 2022 и 2023 году, окончила обычную школу (59% и 58%), к другим распространенным типам школ относятся общеобразовательный колледж или лицей (14%) и гимназия или школа с гимназическими классами (18% и 17%). Наименьшие доли студентов обучались в школе с углубленным преподавание предметов (спецшколе) (7% и 9%) и школе-экстернате, школе-интернате или дома (2%).
Тип класса
Две трети студентов, поступивших в вуз в 2022 и 2023 году, обучались в профильном классе в старшей школе (72% и 74%).
Среди студентов, поступивших в вуз в 2022 году, 39% обучались в физико-математическом классе, 18% в гуманитарном, 17% в информационно-технологическом, 16% в естественно-научном и 10% в социально-экономическом.
В свою очередь, 27% студентов, поступивших в вуз в 2023 году, обучались в гуманитарном классе, 26% в физико-математическом, 21% в информационно-технологическом, 17% в социально-экономическом и 9% в естественно-научном.
Оценки в школе
Половина студентов обеих когорт (2022 и 2023 года) в последний год учебы в школе получала только хорошие и отличные оценки (51% и 49%), четверть – только отличные оценки (23% и 26%) и в основном хорошие оценки (23% и 22%), а наименьшая доля – в основном удовлетворительные оценки (4% и 3%).