Workshop "Проектирование межпредметных занятий"
26 февраля 2018 г. в инженерном корпусе школы № 548, расположенной в Совхозе им. Ленина, прошел workshop по теме «Проектирование межпредметных занятий». Уже само понятие (в переводе с англ. workshop – мастерская), указывает на его центральную идею - обучение в деятельности.
Учителям была представлена четырёх-этапная модель проектирования образовательной программы (four components instructional design model). 4/С ID model - одна из самых современных образовательных моделей, которая отличается своей мощной научно-теоретической базой. Автором данной модели является Jeroen J. G. van Merrienboer, профессор университета Маастрихт (Нидерланды).
В основе модели лежит проблемно-ориентированное обучение. Модель делает акцент не на отдельных знаниях и навыках, а на их системе, которая формируется в процессе обучения на материале аутентичных проблемных задач. Такой подход позволяет учащимся эффективно интегрировать знания из разных предметных областей и осуществлять их перенос в различные жизненные ситуации.
Модель состоит из четырех ключевых компонентов: обучающие задачи; вспомогательная информация (информация, которая необходима, для решения учебных задач, так сказать, необходимая теория); своевременная информация (информация, которая необходима «здесь и сейчас» для решения задач, например, алгоритмы, памятки, инструкции и др.); частичная практика, куда входят задания, направленные на отработку и автоматизацию конкретного учебного навыка.
Воркшоп проводили Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик, аналитик центра Дарья Савельева и стажер-исследователь центра Кирилл Костицин.
В рамках воркшопа учителя обсуждали возможности модели для разработки межпредметных учебных курсов и заполняли блупринт занятия. 4/С ID model изначально разработана для высшего образования, в этой связи стоит задача апробировать её в школе и понять какие компоненты данной модели будут успешно реализованы в системе общего образования.
В ходе дальнейшей работы с учителями, команда центра планирует создать междисциплинарный курс, который сможет объединить материал таких учебных предметов, как история, обществознание, литература и география.